Немногие знают о том, что впервые к сооружению этой магистрали приступили силами заключенных еще в 1933 году - для этого в системе Главного Управления лагерей НКВД (ГУЛаг) было создано специальное подразделение под названием «БАМЛаг». К началу Великой Отечественной была готова значительная часть дороги от станции БАМ до Тынды. Однако, в 1942-м рельсы оттуда были сняты и направлены под Сталинград на строительство Волжской рокады.
В середине 1970-х годов эту магистраль объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. 22 апреля 1975 года спустя более трех десятков лет строители возобновили сооружение БАМа - в тот день началась отсыпка земляного полотна в поселках Алонке, Постышево и Февральское.
Каждый год со всего Советского Союза на БАМ приезжали десятки тысяч молодых людей - во время расцвета строительства магистрали здесь жили полтора миллиона человек! О них была сложена песня: «Веселей ребята: выпало нам строить путь железный, а короче — БАМ!» Между тем, работать им приходилось в крайне тяжелых условиях: 50-градусных зимних морозов и вечной мерзлоты.
Общая протяженность БАМа от Тайшета до Советской Гавани составила 4287 километров. В ходе сооружения магистрали строители уложили более 5 тысяч километров основных и вспомогательных путей, возвели 4200 мостов, построили десятки ЖД-станций, а еще тысячи жилых домов, площадь которых составила более 570 тысяч квадратных метров, а также десятки социальных объектов: детсадов школ, больниц и т.д.
В общей сложности, на эту магистраль и строительство сопутствующей инфраструктуры было потрачено 18 миллиардов полноценных советских рублей. Но все задуманное удвлось воплотить в жизнь уже в постсоветскую эпоху. Это значит, что от начала до полного окончания строительства БАМа прошло ровно 70 лет. Это произошло 5 декабря 2003 года, когда был введен в работу Северомуйский тоннель. По протяженности (15,3 километра) он самый длинный в России и пятый в мире.