Приступая к этому фильму, режиссер Эльдар Рязанов прибегнул к целому ряду ухищрений. Он постарался снимать картину так, чтобы максимально приблизиться к театральной специфике. Самое главное новшество заключалось в том, что на площадке постоянно работали три камеры: одна снимала героиню, вторая героя, а третья - их обоих. Поэтому можно было не дробить отснятый материал на мелкие кусочки, а репетировать большими, длинными сценами: по 5-10 минут, то, что в кино, делать не принято.
Алиса Фрейндлих с самого начала зарекомендовала себя как великолепная театральная актриса - в Ленинградский театр имени Ленсовета публика ходила ради нее. Сам Бог велел Алисе Бруновне сниматься в кино, но все как-то не получалось: актрисе либо давали маленькие роли, либо такие, которые не соответствовали ее данным. Рязанов хорошо понимал, что Фрейндлих просто создана для роли Калугиной. Однако, Алиса Бруновна продолжала работать в театре и ей пришлось по многу раз мотаться из Ленинграда в Москву. Прямо с вокзала, не заезжая в гостиницу, актриса мчалась на съемочную площадку, чтобы вечером того же дня снова сеть в поезд и уехать назад в Питер.
Большую часть этой картины Алиса Фрейндлих должна была быть в облике «мымры». Она сама себе выбирала нелепые наряды и прически, буквально уродуя себя, чтобы лучше соответствовать образу. На такое не всякая женщина способна, а тем более, не каждая актриса. Сам Рязанов, набрав в фильм актерских талантов, не давал никаких ценных указаний, а предоставил каждому из них возможность сыграть своего героя по своему усмотрению. И не ошибся – фильм по-настоящему удался.
Во время съемок фильма известному ленинградскому актеру Олегу Басилашвили (как и Алисе Фрейндлих) приходилось постоянно мотаться на поезде между северной столицей и Москвой. Как известно, ночь в поезде никого не украшает и отнюдь не способствует бодрому настроению. Именно поэтому Олег Валерьянович убедительно просил режиссера поменять его с Андреем Мягковым, игравшего роль Новосельцева. Ибо гримерам и костюмерам приходилось в поте лица творить чудеса - в одном углу доводить помятого, усталого Басилашвили до кондиции лощеного Самохвалова, а в другом - мять, трепать и взъерошивать элегантного москвича Мягкова, по жизни весьма далекого от своего героя-неудачника. Но Эльдар Рязанов не внял мольбам своего любимого исполнителя. В итоге, все осталось так, как задумал режиссер: герой Олега Басилашвили остался начальником персонажа в исполнении Мягкова.
После возвращения из загранкомандировки Юрий Георгиевич Самохвалов становится заместителем директора учреждения, в котором рабтает его бывший сокурсник Анатолий Ефремович Новосельцев. На новое место работы Самохвалов приезжает не просто на собственном автомобиле, а на весьма престижной в советскую эпоху «Волге» ГАЗ-24. Однако, мало к то знает о том, что в то время Басилашвили он совершенно… не умел водить машину. Актера научили, как надо трогаться и останавливать «Волгу», и этого оказалось достаточно, чтобы не приглашать дублера. Водительское удостоверение Олег Валерианович получил лишь в 1989 году после покупки своего первого автомобиля ВАЗ-2106, когда ему было уже 55 лет. Но вернемся актерам второго плана – автомобилям «Волга».
У директора статистического учреждения Людмилы Прокопьевны Калугиной машина была тоже ГАЗ-24, только не собственная, а служебная - в финальной сцене фильма именно она фигурирует с сидящей на заднем сиденье влюбленной парочкой. И действительно, новые «Волги» поставляли во все советские госучреждения. Особым успехом у начальства пользовались черные «Волги». Занятно, что в постсоветскую эпоху все поменялось с точностью до наоборот, когда в 1990-е годы российские чиновники все как один ездили на «Волгах» 31-й модели белого цвета! Ну, а показанные в фильме времена приобрести ГАЗ-24 в личную собственность могли лишь избранные, остальные советские людей могли, разве что, выиграть ее в лотерею ДОСААФ, либо прокатиться на ней в качестве пассажира такси…