52 года со дня первого угона террористами советского пассажирского самолета Фото: m.favt.gov.ru
15 октября 1970 года из приграничного города Батуми рейсом № 244 на Сухуми и Краснодар вылетел 48-местный самолет региональных авиалиний Ан-24. На его борту находилось 46 пассажиров, включая 17 женщин и одного ребенка. Отдохнувшие на Кавказе люди еще не знали о том, что им предстояло стать свидетелями и участниками самого первого удавшегося террористам угона советского гражданского воздушного судна.

Сегодня мы обязательно расскажем вам малоизвестные широкому читателю подробности данной истории, но начнем с того, что о Надежде Курченко написано очень много статей. Настолько много всего, что уже практически невозможно разобраться, где правда, а где вымысел. Казалось бы, самые полные и наиболее достоверные данные о выпускнице Понинского детского дома из Глазовского района должна содержать «Энциклопедия «Удмуртская Республика» («Удмуртия», Ижевск, 2000). На самом же деле, информация о ней в этом справочном издании содержит массу ошибок: неверно даны месяц ее рождения (ноябрь вместо декабря) и маршрут последнего полета – он указан в прямо противоположную сторону. Там же утверждается, будто в ноябре 1968-го девушка стала бортпроводницей, хотя на самом деле вплоть до своего 18-летия она работала в бухгалтерии авиаотряда. А еще ничего не сказано ни о горном пике, ни о танкере имени Нади. Вот такая у нас с вами, с позволения сказать, «Энциклопедия»!

КАК ЭТО БЫЛО

Через несколько минут после взлета на высоте 800 метров двое пассажиров – отец и сын Бразинскасы вызвали бортпроводницу и передали записку для пилотов с требованием изменить маршрут и лететь в Турцию. Девушка бросилась в кабину и закричала: «Нападение!» Преступники кинулись за ней. «Никому не вставать! – заорал младший из угонщиков – Иначе взорвем самолет!» В этот момент в салоне прозвучали выстрелы, один из которых оборвал жизнь 19-летней Надежды Курченко, у которой ровно через три месяца была назначена свадьба…

Первому пилоту Георгию Чахракия пуля попала в позвоночник и у него отнялись ноги. Превозмогая боль, он обернулся и увидел страшную картину: Надя без движения лежала у самой пилотской кабины и истекала кровью. Штурману Валерию Фадееву прострелили легкое, а бортмеханик Оганес Бабаян был ранен в грудь. Больше всех повезло второму пилоту Сулико Шавидзе – пуля застряла в стальной трубе в спинке его сиденья. Позади летчиков стоял Бразинскас-старший и, потрясая гранатой, выкрикивал: «Держать берег моря слева. Курс на юг. В облака не входить!».

Пилот попытался обмануть террористов и посадить Ан-24 на военном аэродроме в Кобулети. Но угонщик еще раз предупредил, что взорвет машину (впоследствии выяснилось, что Бразинскас блефовал, поскольку граната была учебной). Вскоре захваченный борт пересек советско-турецкую границу и оказался над аэродромом в Трабзоне. Самолет сделал круг над взлетной полосой и пустил зеленые ракеты, попросив освободить ее для экстренной посадки.

Сразу после приземления угонщики сдались турецким властям. К слову, пассажирам и членам экипажа было предложено остаться в Турции, но никто на это не согласился. На следующий день на специально присланном самолете всех людей и тело погибшей девушки вывезли в СССР. Чуть позже турки вернули и угнанный АН-24. После капитального ремонта борт с фотографией Нади Курченко в салоне еще долгое время летал в Узбекистане.

Фото: topwar.ru

В октябре 1970 года Надежда Курченко была похоронена в центре Сухуми. Спустя 20 лет ее могила перенесена на городское кладбище Глазова. Посмертно награждена орденом Красного знамени. Имя Надежды Курченко присвоено одному из пиков Гиссарского хребта, танкеру российского флота и малой планете в созвездии Козерога.

Самый важный вопрос, на который спустя 52 года после трагедии так и не получен достоверный ответ, звучит так: «Как все-таки погибла бортпроводница Надежда Курченко?» По информации, которая в свое время просочилась в прессу, в корпусе захваченного самолета насчитали 18 пробоин, а в общей сложности на борту прозвучало 24 выстрела. Огонь был таким интенсивным, что одна из женщин – очевидцев тех событий до сих пор убеждена в том, что Бразинскас-старший стрелял из автомата! Между тем, точно известно, что угонщики имели лишь обрезы охотничьих ружей. Если исходить из того, что других стволов в самолете не было, то получается, что Бразинскасы должны были перезарядить свои обрезы не менее 12 раз. Непонятно, зачем преступникам нужно было делать так много выстрелов, если самым мощным средством давления на экипаж, безусловно, являлась угроза взорвать гранату?

В свое время на суде над Бразинскасами в Турции была озвучена версия о том, что на борту советского самолета находилось двое вооруженных охранников в штатском. По словам террористов, именно эти двое первыми открыли огонь и именно их пули нанесли экипажу самый большой вред! Нет, мы вовсе не хотим оправдывать угонщиков – они совершили действительно тяжкое преступление, возмездие за которое настигло их только через несколько десятков лет (при случае мы обязательно расскажем читателями и эту, не менее поучительную историю).

Если рассуждать число логически, то для чего Бразискасам понадобилось выводить из строя всех пятерых членов экипажа, включая обоих пилотов (напомним, что у них были прострелены спинки кресел), если сами преступники не имели абсолютно никаких навыков вождения самолета? Можно лишь предположить, что экипаж Ан-24 действительно оказался под шквальным огнем тех, кто стрелял в угонщиков т.к. в этот момент Бразинскасы находились в дверях пилотской кабины. Напомним, что двери между кабиной и салоном, равно как и рамки металлоискателей в аэропортах начнут устанавливать лишь в 1971 году, т.е. сразу после данной трагедии!

Но в таком случае, возникают только новые вопросы: Что за «охранники» находились на борту самолета, поскольку структура по сопровождению приграничных рейсов вооруженными людьми также была создана в СССР лишь в начале 1971 года? Какова их дальнейшая судьба (почти во всех публикациях говорится, что пострадавших было лишь четверо и все они являлись членами экипажа Ан-24), были те охранники ранены или же погибли? И, наконец, почему угонщики оказались более умелыми стрелками, чем специально обученные профессионалы?

К сожалению, на все эти вопросы мы не найдем ответа до тех пор, пока не будут обнародованы все обстоятельства того самого угона. Официально озвученная хроника этого события не содержит никаких упоминаний об охранниках. Вероятно, это сделано для того, чтобы избежать обвинений в низком профессионализме работников советских силовых структур.

Вопреки широко распространенному заблуждению, бортпроводница Надежда Курченко была не первым работником «Аэрофлота», погибшим в ходе захвата воздушных судов. Впервые это случилось 3 июня 1969 года, когда трое террористов пытались угнать пассажирский Ил-14, летевший из Ленинграда в Таллин – в тот день террористы убили вступившего с ними в борьбу бортмеханика.

За всю историю советской и российской гражданской авиации зафиксировано порядка ста попыток и около 30 удавшихся угонов пассажирских самолетов. Почти треть от этого числа (целых 9 угонов!) приходится всего на один год – 1990-й. В год накануне крушения «нерушимого Союза советских республик», в котором «границы были на замке», террористы угнали из СССР 4 пассажирских самолета в Финляндию, еще 3 – в Швецию, а также по одному в Турцию и Пакистан.

Для нас гораздо важнее тот факт, что в ходе трех десятков удавшихся угонов погибли свыше 110 пассажиров и членов экипажей, и около 20 террористов были застрелены. Простое арифметическое действие показывает, что на каждого убитого угонщика в среднем приходится как минимум по 5 невинных жертв...

Удмуртия, Понинский детский дом. Надежда Курченко во втором ряду в центре. Фото: udmdunne.ru