Построенная в Санкт-Петербурге «Аврора» начала свою службу в 1903 году в Либаве (ныне это латвийский город Лиепая). Во время русско-японской войны крейсер принял участие в Цусимском сражении. «Аврора», получившая 18 прямых попаданий, вместе с другими уцелевшими кораблями ушла на Филиппины, где и простояла до конца русско-японской войны. Через 12 лет крейсер вновь оказался в эпицентре истории. Находясь на капитальном ремонте в Петрограде, 25 октября 1917 года «Аврора» произвела выстрел холостым снарядом, который послужил сигналом к началу штурма Зимнего дворца и Октябрьского переворота (в нашей стране его долгое время было принято называть Великой Октябрьской социалистической революцией).
К началу Великой Отечественной войны «Крейсер революции» ещё не успел стать плавучим музеем, а стоял на рейде Ораниенбаума (ныне город Ломоносов) Ленинградской области. В июле 1941-го девять снятых с «Авроры» корабельных орудий и 152 моряка из экипажа крейсера составили батарею, которая 6 сентября остановила врага у поселка Можайский. Когда на девятый день боев немцы ворвались на батарею, они обнаружил там лишь нескольких контуженных моряков и одну девушку. Фашисты облили их бензином и подожгли.
Оставшиеся на «Авроре» 20 человек команды отбивали атаки из двух пушек и зенитного пулемёта. 30 сентября 1941 года крейсер получил огромную пробоину ниже ватерлинии и затонул в Финском заливе на мелководье гавани Ораниенбаума.
В июле 1944-го Ленинградский горсовет принял решение о восстановлении затопленного корабля, в корпусе которого ремонтники насчитали более полутора тысяч пробоин. Всего через три года крейсер вновь бросил якорь у моста лейтенанта Шмидта, откуда он произвел когда-то свой исторический выстрел. А вскоре «Аврору» переместили на вечную стоянку на Большой Невке напротив Нахимовского училища, где она стоит до сих пор.
Музей «Авроры» состоит из шести залов от 10-го до 68-го шпангоута крейсера. В нем хранятся более 500 экспонатов, среди которых уникальные фотографии, настоящие боевые снаряды и различные корабельные предметы. Посетителям крейсера разрешено не только гулять по палубе и помещениям «Авроры», но и спускаться в самое сердце судна – машинное и котельное отделение, которые находятся глубоко под уровнем воды за кормой.
В 2009 году во время Петербургского экономического форума на борту крейсера прошла вечеринка с участием VIP-персон, что вызвало возмущение общественности. А полтора года спустя «Аврору» вывели из боевого состава ВМФ. Это возмутило как моряков, так и некоторых представителей городской власти. В 2012 году депутаты Санкт-Петербургского законодательного собрания обратились к Президенту РФ с просьбой вернуть крейсеру статус корабля №1 в составе ВМФ России.
Изначально экипаж крейсера составляли 550 матросов и старшин, а также 20 офицеров. В наше время на «Авроре» существует небольшой экипаж из военнослужащих российского флота, которым посчастливилось служить на легендарном крейсере-музее.