После выхода этой картины на Георгия Данелия (1930-2019) обиделись многие женщины, решившие, что она выставляет представительниц слабого пола в самом невыгодном свете. Началось еще с фестиваля в испанском городе Сан-Себастьяне, где фильм получил главный приз. Смотревшая его переводчица под финал картины вскочила, и с криком: «Вы подлец, Георгий Николаевич!», выбежала из зала. Потом выяснилось, что она уже три года влюблена в женатого мужчину, а тот все никак не может уйти от супруги…
Многие участники киногруппы были знакомы с сюжетом фильма не понаслышке. Как раз в это время Данелия еще был женат на актрисе Любови Соколовой (1921-2001), но уже встретил свою будущую (т.е. третью) жену Галину. Нечто подобное переживала и актриса Марина Неелова – в то время ее и Гарри Каспарова (настоящая фамилия – Вайнштейн) связывали интимные отношения, но всемирно известный шахматист не мог бросить ради жену ради другой женщины.
Поиски прототипа Бузыкина продолжаются до сих пор. Сразу после выхода картины киношный люд сразу обратил внимание на то, что имя-отчество главного героя полностью совпадает с теми, что носил композитор Андрей Павлович Петров (1930-2006) - именно он написал музыку к этому фильму. А инициалы жены Бузыкина совпадают с инициалами супруги композитора - Натальи Ефимовны, которую знакомые звали не иначе как «Эн-Е».
На главную роль в «Осеннем марафоне» пробовались очень многие известные актеры - как говорил сам Данелия, на нее претендовала «вся актерская сборная Советского Союза». Но окончательный выбор был совершен стараниями помощника режиссера, которая самовольно пригласила из Ленинграда Олега Басилашвили. После личной встречи грузина Данелия с грузином Басилашвили режиссер хотел решительно отказать актеру в этой роли – он показался слишком вальяжным и самоуверенным. Однако, помреж попросила шефа, чтобы тот подвез Басилашвили на своей машине. Вот что пишет по этому поводу Георгий Данелия: «Он вышел на Маросейке, а мы проехали метров пятьдесят, и машина остановилась на светофоре. Я посмотрел в зеркало заднего вида. Вижу, стоит сутулый человек и не знает, как перейти улицу. То дойдет до середины, то вернется на тротуар». Такое поведение моментально изменило отношение режиссера к этому кандидату…
По воспоминаниям самого Олега Басилашвили, ему было страшно выходить на одну съемочную площадку с великим комиком Евгением Леоновым (1926-1994), одно появление которого вызывало улыбки. Поэтому он стал придумывать какие-то смешные вещи, чтобы смотреться не хуже. На это режиссер картины отозвал Басилашвили в сторону и сказал: «У тебя не получится сыграть лучше Леонова. Будь самим собой»…
Фраза из этого фильма «Хорошо сидим!» стала хрестоматийной и без преувеличения известна каждому россиянину. Она звучит в родной до боли обстановке: на шестиметровой кухне за бутылкой водки. Сначала ее произносит слесарь Василий Харитонов, а затем повторяет датский профессор Билль Хансен.
Колоритного и волосатого профессора сыграл гражданин ФРГ Норберт Кухинке (1940-2013), который никогда не был профессиональным актером. В конце 70-х годов он работал корреспондентом журналов «Шпигель» и «Штерн» в Москве.
Во время первой встречи Данелия сначала долго наблюдал за Кухинке с расстояния в 20-30 метров. Потом подошел, поговорил и решил, что он идеальный кандидат на роль профессора Хансена. Люди с «Мосфильма» долго уговаривали корреспондента сняться в фильме, и тому пришлось согласиться. К слову, Кухинке в совершенстве владел русским языком – его родная деревня в Силезии была населена выходцами из Польши, Украины, Белоруссии и России.
Когда он только приехал на работу в нашу страну, то первым делом сказал секретарше в Московской редакции, что общаться они будут только по-русски.
После многолетней командировки в нашу страну, Кухинке и его супруга обожали в свободное время наведываться в хвойный лес, находящийся всего в часе езды от дома. Там они собирали грибы - белые, лисички и моховики, которые затем жарили на сливочном масле с луком и базиликом. Любопытно, что бывший член киногруппы «Осеннего марафона» терпеть не мог вкуса пива (хотя это абсолютно и нетипично для немца) и из всех напитков употреблял только чай и …водку. Разумеется, только русскую – производства московского завода «Кристалл».
К сожалению, нам ничего неизвестно о поведении господина Кухинке после подобных возлияний. Как известно, в фильме его герой садится на велосипед и под песню «Мыла Маруся белые ноги» отправляется в ближайший гастроном за добавкой…
Надо сказать, что эта замечательная картина могла сниматься только в Ленинграде - хотя бы потому, что в сценарии есть место, где главный герой возвращается домой под утро якобы потому, что на ночь были разведены автомобильные мосты (к слову, в этой сцене он передвигается на поливальной машине). Фильм снимали на самом деле осенью и по большей части действительно в Питере, а в меньшей степени в Москве, но об этом чуть ниже.
Аллу (любовницу Бузыкина) «поселили» в центре Ленинграда в старом доме, отданном под капитальный ремонт - комнаты освободили от битого кирпича, оклеили обоями, обставили мебелью. Но самое главное, что стояла промозглая ленинградская осень, нужно было снимать постельную сцену, а в доме совершенно не было отопления. Попробовали между героями положить под одеяло обогреватель, но сцена все равно не получалась. Тогда режиссер разозлился, разделся и сам бросился в постель. При этом, как он рассказывает, совсем не замерз.
Далеко не все зрители догадываются о том, что существуют две версии этого фильма – одна для кино, а другая для телевидения. К примеру, в картине есть такая сцена: Из остановившегося «Икаруса» выходят супруги Бузыкины. Жена ловит такси и уезжает одна, а главный герой в полном расстройстве идет пешком по шоссе. Тут он замечает лежащую на дороге пустую коробку из-под обуви, со всей силы пинает ее - а там спрятан кирпич. Так вот, в одной версии фильма актер показан к камере лицом, а в другой - зритель видит его со спины. Кроме того, в киноверсии Бузыкин продолжает прыгать вперед и оказывается в глубокой луже!
Немногие знают и о том, что вышеописанная сцена на пути из аэропорта Пулково в Ленинград снималась под …Москвой. Дело было так. Сначала на Пулковском шоссе было отснято несколько дублей, но режиссер этот материал забраковал (из-за кадров, в которых Наталья Гундарева (1948-2005) слишком вяло била Олега Басилашвили по лицу. А поскольку к тому времени съемки в Ленинграде уже закончились, было принято решение в северную столицу больше не возвращаться, а выбрать местечко по дороге из Шереметьево.