Начнем наш рассказ с того, что летом 1933 года братья Васильевы (на самом деле они были всего лишь однофамильцами, но избрали для себя столь оригинальный псевдоним) приступили к съемкам фильма с рабочим названием «Чапай». Один весьма именитый актер оказался от исполнения главной роли, а потому 30-летний Борис Бабочкин, которого изначально планировали всего лишь на роль ординарца Петьки, стал Чапаевым.
Любопытно, что крутой обрыв, с которого актер бросается в реку, находится за тысячу километров от Урала. В наши дни это место именуют Чапаевской горкой. А находится оно неподалеку от Твери - в 20 километрах вверх по течению Волги. К концу довольно продолжительных съемок этого эпизода актер едва по-настоящему не пошел ко дну. Снимали ее в конце весны 1934 года, когда вода была очень холодной. Дублей делали много, и Бабочкин согревался водкой. Простуда обошла Бориса Андреевича стороной, но от обильных согреваний спиртным у актера открылась страшная язва, которая мучила его до конца жизни...
Режиссеры опасались, что заканчивать фильм гибелью Чапаева слишком пессимистично, поэтому было снято несколько разных вариантов финала картины. В первом из них по освобожденному Лбищенску маршируют красноармейцы. Раненых Анку с Петькой везут мимо, на их лицах радость, за кадром слова Чапаева: «Счастливые вы с Петькой. Молодые. Вся жизнь впереди». Второй финал был таков: в яблоневом саду Анка играет с детьми. К ним подходит Петька, который уже возглавляет стрелковую дивизию. И вновь за кадром звучит голос Чапаева: «Вот война кончится, великолепная будет жизнь. Знаешь, какая жизнь будет? Помирать не надо!» К счастью, ни тот, ни другой варианты не вошли в окончательную версию картины.
По завершении съемок фильма «Чапаев», и его, как и полагалось в те времена, просмотрела суровая приемная комиссия. Трудно было понять, какое впечатление произвел на них «Чапаев». Начальство вышло из зала, не высказав никакого мнения, не сделав ни одного замечания и даже забыв попрощаться - правда, уже на ходу, через директора киностудии было сделано распоряжение выбросить из картины песню «Ревела буря, дождь шумел». Ни одного звука больше о фильме сказано не было. И режиссеры, и весь съемочный коллектив, были в полном отчаянии.
Через какое-то время из Госкино было получено разрешение на показ картины. Утром 5 ноября 1934 года у входа в кинотеатр «Титан» в Ленинграде появился написанный от руки плакат: Сегодня новый звуковой фильм «Чапаев». В главных ролях: В. Мясникова и Н. Симонов». В картине они сыграли второстепенные роли - пулеметчицы Анки командира взвода Жихарева. Ну, а создатель центрального образа - Борис Бабочкин даже не был упомянут в афише! Впрочем, называя фамилии популярных артистов, киношное начальство пыталось пробудить у публики хоть какой-нибудь интерес к этому фильму, который они считали очередной и вполне заурядной лентой о Гражданской войне.
Когда первый сеанс «Чапаева» кончился, зрители не покинули своих мест. Зал притих и чего-то ждал. Вышел директор кинотеатра и, встав перед экраном, сказал: «Товарищи, все...». То, чего не оценили чиновники от кино, сумели разглядеть самые обыкновенные зрители. Они приняли «Чапаева» не как фильм, а ожившую на экране частичку истории.
Слава этой картины родилась немедленно и росла, как лавина. Через несколько дней по вызову из Госкино создатели картины оказались в Москве. В десять часов утра они ехали с вокзала по столичным улицам. Борис Бабочкин спросил шофера, что за громадные очереди стоят по улицам. Тот ответил: «Это идет новый фильм «Чапаев». Не видели? Посмотрите. Если сумеете достать билет»…
Любопытно, что сам Василий Иванович писал свою фамилию через «е» - Чепаев, но после выхода в 1923 году романа «Чапаев» Дмитрия Фурманова никаких других вариаций быть уже не могло. Между тем, история данного персонажа имеет несколько весьма интересных продолжений. Сразу после начала Великой Отечественной войны режиссер Лео Арнштам снял девятиминутный короткометражный фильм «Чапаев с нами», который вышел на экраны страны в июле 1941 года. Его начало полностью повторяло финальную сцену из картины семилетней давности, но Чапаев (естественно, в исполнении Бориса Бабочкина) благополучно добирается до берега живым. На берегу его встречают солдаты в форме образца 1941-го, которые держат наготове боевого коня, и говорят «…заждались мы тебя, Василий Иванович!»
И в более позднее время личность Чапаева продолжала вызывать интерес деятелей литературы и кино. Так, персонаж с таким именем встречается и в нашумевшей книге Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота». Правда, там он показан пятидесятилетним мужчиной – т.е. в полтора раза старше своего исторического прототипа, который ушел из жизни в возрасте 32 года. К тому же, в этой книге Чапаев (по жизни - крестьянский сын, не окончивший даже церковно-приходскую школу) виртуозно играет на рояле и обнаруживает недюжинные познания в области буддийской философии.
В 2015 году американский кинорежиссер Тони Пембертон экранизировал роман «Чапаев и Пустота», показав публике свою картину «мизинец Будды». Впрочем, эта низкопробная киноподелка не оправдали надежд зрителей, и, наряду с романом Пелевина, не имеет абсолютно никакого отношения к человеку по имени Василий Иванович Чапаев.
А каков этот человек был на самом деле и что все-таки означает распространенное в Чувашии слово «чепай»? Об этом мы расскажем вам уже 5 сентября, в День памяти В.И. Чапаева (Чепаева)…