Надо сказать, что многие всемирно известные российские деятели науки и культуры были офицерами нашей армии либо флота. Так, писатель Лев Толстой воевал на Кавказе и вышел отставку чине поручика артиллерии. Путешественник Николай Пржевальский прошел все ступени офицерской службы и дослужился до чина генерал-майора от инфантерии (пехоты). Создатель первого в мире самолета Александр Можайский служил российскому флоту в званиях от мичмана до контр-адмирала. На военном поприще отличился и служивший в кавалерии поэт Николай Гумилев, которого за героизм произвели в прапорщики (в то время – начальное офицерское звание). Этот список можно продолжать очень долго, поскольку в годы войн очень многие наши соотечественники становились солдатами и офицерами…
1. Петр Николаевич Нестеров (1887 – 1914)
Основатель школы высшего пилотажа, чьим именем названа одна из фигур (петля Нестерова) закончил Михайловское артиллерийское училище в Петербурге. А причина перевоплощения молодого артиллериста в авиаторы кроется в том, что однажды его командировали к летчикам для отработки методики стрельбы из пушек по самолетам. Заболев небом, молодой офицер не захотел становиться зенитчиком, а добился перевода в воздухоплавательную часть.
В 1912 году Нестеров сдал экзамены на звание пилота-авиатора и в 25 лет совершил первый самостоятельный полет. В следующем году он окончил Офицерскую Воздухоплавательную школу в Гатчине и был назначен в формировавшийся в Киеве авиационный отряд. Вскоре Петр Николаевич стал командиром этого самого отряда.
Для доказательства своей идеи, согласно которой «в воздухе для самолета всюду опора», 27 августа 1913 года в Киеве над Сырецким полем П.Н. Нестеров впервые в мире выполнил на самолете «Ньюпор» замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Этим маневром, названным «Петлей Нестерова», было положено начало технике высшего пилотажа.
Нестеров занимался и конструкторской деятельностью. В 1910 году, еще будучи артиллеристом, он построил планер и летал на нем. Позже, на основе изучения полета птиц, П.Н. Нестеров разработал проект оригинального самолета без вертикального оперения. Военное ведомство отклонило проект, но Петр Николаевич продолжал совершенствовать свою машину. В 1913 году авиатор разработал исследовательскую конструкцию 7-цилиндрового двигателя мощностью 120 л.с. с воздушным охлаждением. Позже Петр Нестеров занимался строительством одноместного скоростного самолета, закончить который ему помешала война.
Для разрушения оболочки вражеских дирижабля Нестеров установил в хвостовой части своего аэроплана «нож-пилку», а для поражения воздушного винта самолета неприятеля - длинный трос с грузом на конце в виде «кошки».
Осуществив за время войны 28 вылетов, 26 августа 1914 года Петр Николаевич совершил свой последний подвиг - протаранил австро-венгерский самолет, который вел воздушную разведку передвижения русских войск.
П.Н. Нестеров был похоронен в Киеве в Аскольдовой могиле. Позже его могила была перенесена на Лукьяновское кладбище. В 1914 году на месте гибели Нестерова у украинского города Жолква (с 1951 по 1992 годы он назывался Нестеров) был сооружен монумент. Позднее, в 1980-м, здесь был построен мемориал памяти героя и небольшой музей. В «лихие» 1990-е годы музей был заброшен и разграблен…
2. Валерий Павлович Чкалов (1904 – 1938)
За свою короткую жизнь (он, как и Юрий Гагарин прожил всего 34 года) Чкалов дослужился до звания комбрига ВВС, что соответствует нынешнему полковнику. Впрочем, в личном деле летчика-испытателя Валерия Павловича Чкалова есть все для того, чтобы он никогда и ни при каких обстоятельствах не стал образцом для подражания у миллионов своих современников. Записи на пожелтевших листах говорят о том, что этот человек был дважды судим. Первый раз - на 1 год за «дискредитацию авторитета и звания командира Красной армии» (вышел на службу в пьяном виде). Второй годичный срок он получил за неумышленное уничтожение самолета (летел на высоте 3-5 метров, врезался в железнодорожные провода и потерпел аварию). Во врачебном освидетельствовании того времени есть такие строки: «Имеет шизоидный статус, выражающийся в недостаточной выдержанности в поступках, бравадой ими, самоуверенности».
За время службы в ВВС Чкалов проявил себя как дерзкий и отважный летчик. Он совершал рискованные полеты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полетов. Широко известен случай, когда Валерий Павлович пролетел под мостом Равенства в Ленинграде (ныне Троицкий мост в Санкт-Петербурге). И, тем не менее, этот человек сумел стать звездой первой величины, у которой мечтали взять автограф политики, актеры, спортсмены и иные всемирно известные люди.
Как известно, первая попытка совершить беспосадочный перелет из СССР через Северный полюс в Америку в августе 1935 года окончилась неудачей - через несколько часов после вылета самолета АНТ-25, где-то над Баренцевым морем, летчикам Леваневскому, Байдукову и Левченко пришлось развернуть машину обратно – из единственного двигателя интенсивно потекло масло.
Казалось бы, попытка покорить кратчайший воздушный путь в Америку будет повторена уже следующим летом. Однако, в 1936-м экипаж Чкалова, Байдукова и Белякова отправился по маршруту в пределах СССР: Москва – Шпицберген – Северная земля – Петропавловск-Камчатский. Через два дня после этого перелета всем троим присвоили звание Героя Советского Союза. Тогда же по решению ЦК ВКП(б) Валерию Павловичу без прохождения кандидатского стажа вручили партийный билет.
Наконец, 18-20 июня 1937 года состоялся исторический перелет по маршруту «Москва - Северный полюс – Америка». Преодолев за 56 часов расстояние 8504 километра, краснокрылый АНТ-25 под командованием Чкалова совершил посадку на военном аэродроме в окрестностях города Ванкувер на северо-западе США. На вернувшихся из Америки летчиков обрушилась лавина славы подобная той, что впоследствии была уготована, пожалуй, лишь Юрию Гагарину. Фамилии членов героического экипажа были на устах у всех советских людей. Неудивительно, что в том же 1937-м всех троих избрали депутатами Верховного Совета СССР.
Весной 1938-го вождь всех времен и народов сказал: «Пора тебе, Валерий, переходить на партийную и государственную работу. Тебя уважает наш народ, тебя любит весь мир. Такие люди должны быть у руля государства». Сталин предложил Чкалову руководить сразу двумя наркоматами - транспорта и внутренних дел. Свой отказ Валерий Павлович мотивировал тем, что ему необходимо закончить испытания новейшего советского истребителя.
Последний день жизни героического летчика подробно описан нами в публикации «Знайте, каким он парнем был».
Он погиб в 1938-м, а медаль «Золотая Звезда» была учреждена только 1 августа 1939 года. Поэтому все парадные портреты Чкалова со звездой Героя на груди - это грубая и беззастенчивая «липа»...
3. Александр Иванович Покрышкин (1913 – 1985)
Будущий знаменитый советский летчик-ас поступил добровольцем в Красную Армию в 1932 году. Войну старший лейтенант А. И. Покрышкин встретил 22 июня в должности заместителя командира эскадрильи. Его первая воздушная схватка закончилась бедой: по недоразумению он подбил советский легкий бомбардировщик Су-2 - при этом штурман «сушки» погиб.
В бою 26 июня 1941 года Покрышкин одержал свою первую победу, сбив истребитель «Мессершмитт-109». Одержав 3 июля еще одну победу, он был подбит немецким зенитным орудием за линией фронта и четыре дня пробирался в свою часть. Во время первых недель войны Покрышкин, увидев, как устарела тактика советских ВВС, начал заносить свои идеи в записную книжку. Он аккуратно записывал все детали воздушных боев, в которых участвовал он и его друзья, и делал детальный анализ…
Начиная с 1943 года Александр Иванович воевал на американском истребителе Р-39 «Аэрокобра». Со временем за ним закрепился бортовой номер «13», который стал поистине счастливым для пилота. Летая на нем, Покрышкин сбил 17 немецких самолетов, а за все годы войны довел свой боевой счет до 59. За этот и другие подвиги 19 августа 1944 года Александр Покрышкин стал первым трижды Героем Советского Союза. В 1945-м третью звезду Героя получили военачальник Георгий Жуков, а затем и другой советский летчик-ас Иван Кожудуб.
В январе 1945 года дивизия Покрышкина пересекла польско-германскую границу и расположилась на специально подготовленной грунтовой посадочной площадке, поскольку по мере отступления гитлеровские войска уничтожали собственные аэродромы. С приближением весны земля все больше оттаивала, что сильно осложняло взлет и посадку самолетов. В этой ситуации А.И. Покрышкин принял решение организовать аэродром на автостраде с твердым покрытием. Его подчиненные первыми в мире в авиационной практике массово использовали шоссейную дорогу для взлета и посадки. Первое испытание необычного аэродрома А. И. Покрышкин произвел лично.
4. Алексей Петрович Маресьев (1916 – 2001)
В 1940 году младший лейтенант Маресьев окончил Батайское авиаучилище и был оставлен там летчиком-инструктором. В июле 1941-го его направили на Юго-Западный фронт. Первый боевой вылет А.П. Маресьев совершил 23 августа в районе Кривого Рога на прозванном «ишачком» истребителе И-16. В бою 1 апреля 1942 года Алексей Петрович сбил на своем Як-1 трехмоторный «Юнкерс-52», а 4 апреля уничтожил еще два таких самолета. На следующий день в воздушном бою с «Мессершмитами» истребитель Маресьева был подбит, но приземлился в малонаселенной местности на Валдае. В отличие от книги, он оказался не на вражеской, а на нашей территории. Самолет ударился о верхушки деревьев и пилот упал на землю с высоты 30 метров.
Ориентируясь по солнцу раненый летчик 18 суток через леса и болота ползком пробирался на восток к жилью. В одной из деревень его приютили местные жители. В первых числах мая Алексея Маресьева разыскал командир эскадрильи Андрей Дегтяренко, который на самолете У-2 доставил его в Москву, в госпиталь. Несмотря на начавшуюся гангрену, врачи спасли раненому жизнь, но вынуждены были ампутировать обе обмороженные ноги в области голени.
После возвращения в строй Алексей Маресьев овладел новейшим истребителем Ла-5 и сбил еще 7 немецких самолетов, доведя свой боевой счет до десяти. В бою на Курской дуге 20 июля 1943 года он спас жизнь двум советским летчикам и уничтожил два истребителя «Фокке-Вульф-190». За спасение товарищей Алексею Петровичу была вручена Золотая звезда Героя. Слава о необычном летчике быстро разнеслась по всему фронту. В полк Маресьева зачастили корреспонденты, среди которых однажды оказался писатель Борис Полевой.
Летом 1946 года «Повесть о настоящем человеке» вышла в свет в журнале «Октябрь». За это произведение писатель был отмечен Сталинской премией. Более 80 раз оно издавалось на русском языке, 49 раз - на языках народов СССР и 39 раз - за рубежом.
5. Иван Никитович Кожедуб (1920 - 1991)
Подобно многим его сверстникам первые шаги в небо будущий маршал авиации и самый результативный советский летчик-истребитель Иван Кожедуб сделал в аэроклубе, в который пришел в 1938 году. Два года спустя он окончил Чугуевскую военную авиационную школу летчиков, после чего продолжил в ней службу в качестве инструктора. Здесь необходимо пояснить отличие такой школы от авиаучилища. В школах первоначального обучения курсантов учили летать на учебном самолете У-2 и лишь затем отправляли в специализированные училища (бомбардировочные, штурмовые или истребительные).
С началом Великой Отечественной войны вместе со школой И.Н. Кожедуб был эвакуирован в казахстанский город Чимкент. В боевых действиях впервые принял участие лишь в марте 1943 года на Воронежском фронте. Таким образом, не окончивший военного училища Кожудуб стал летчиком-истребителем уже в авиационном полку, формировавшемся в городе Иваново. К счастью для нас, его направили именно в истребительный полк…
Первый воздушный бой закончился для старшего сержанта Кожедуба неудачей и едва не стал последним: вражеская очередь сильно повредила Ла-5, но бронеспинка спасла летчика от смерти. Но и это еще не все. Во время возвращения на аэродром его самолет был обстрелян советскими зенитчиками и получил еще два попадания, но машину удалось посадить. Молодого пилота хотели отстранить от полетов, но командир полка заступился за него.
Лишь 6 июля 1943 года на Курской дуге во время сорокового боевого вылета младший лейтенант Кожедуб открыл свой боевой счет, сбив «лаптежник» – тихоходный пикирующий бомбардировщик Ю-87. На следующий день сбил второй Ю-87, а 9 июля, выполнив в течение дня три боевых вылета, сбил два истребителя Bf-109.
Любопытно, что 22 апреля 1945-го в небе над Германией 24-летний майор Кожедуб был атакован двумя американскими истребителями. В результате ответной атаки Ла-7 под управлением лучшего советского аса один из «Мустангов» взорвался в воздухе, а пилот второго успел выпрыгнуть с парашютом.
За два года нахождения на фронте И.Н. Кожедуб совершил 366 боевых вылетов и провести 120 воздушных боев. На долю Ивана Никитовича приходится 64 личные воздушные победы - это рекорд для наших летчиков. При этом, самого Кожедуба не сбивали на разу!
В 1945 году И.Н. Кожедуб стал третьим человеком (после летчика Александра Покрышкина и военачальника Георгия Жукова), которому трижды присуждалось почетное звание Героя Советского Союза.
В 1950-м, советские и американские летчики открыто сошлись в небе Кореи. Генерал-майор Кожедуб под псевдонимом «Крылов» командовал там одной из авиадивизий. Однако новые звезды на его самолете так и не появились из-за запрета на участие аса в воздушных боях. По свидетельствам однополчан, несмотря на этот запрет, на счет комдива следует записать еще 17 сбитых американских самолетов…
6. Юрий Алексеевич Гагарин (1934 – 1968)
В 1955 году Ю.А. Гагарин был призван в Советскую армию и направлен в город Чкалов (ныне Оренбург) в военное авиационное училище летчиков. В училище Гагарина назначили помощником командира взвода. Из-за высокой требовательности несколько подчиненных избили Юрия, после чего тот месяц провел в госпитале. Однако, сержант Гагарин нисколько не снизил требовательности ни к себе, ни к товарищам.
В учебе Гагарин по всем дисциплинам имел самые высокие оценки, но никак не мог освоить грамотную посадку - самолет все время клевал носом. Было принято решение о его отчислении. Приказ не подписывали, потому что Юрий уверял, что без неба не может жить. В последний момент начальник училища обратил внимание на маленький рост Гагарина, в связи с чем меняется угол обзора и снижается чувство земли. Курсанту подложили на пилотское кресло толстую подкладку, после чего тот справился с заданием. В октябре 1957 года Юрий Алексеевич с отличием окончил училище.
В течение двух лет он служил в Луостари (Мурманская область) в 122-й авиадивизии Северного флота. К октябрю 1959 года налетал на МиГ-15бис в общей сложности 265 часов. Имел квалификацию «Военный летчик 3-го класса». Поскольку Гагарин являлся летчиком морской авиации, он должен был соблюдать флотскую форму одежды, звания и знаки различия. К счастью, сохранились многочисленные фотографии, на которых Юрий Алексеевич одет в положенный ему флотский черный мундир без петлиц, но с эмблемами летного состава.
В 1959-м Юрий Гагарин написал рапорт с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Специальная медкомиссия признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полетов. Отбор 20 членов первого отряда космонавтов СССР проводился на основании целого ряда параметров: возраст 25-30 лет, рост не более 170 см, вес не более 72 кг, способность к высотной и стратосферной адаптации, быстрота реакции, физическая выносливость, психическая уравновешенность и, конечно же, членство в КПСС.
Спуск «Востока-1» происходил по баллистической траектории, то есть с 10-кратными перегрузками, к которым летчик Гагарин был готов. Космонавт должен был катапультироваться, после чего приземляться на парашюте отдельно от спускаемого аппарата. Еще одной проблемой было место посадки - Гагарин рисковал угодить в ледяную воду Волги. Управляя стропами, он увел парашют от реки и приземлился в полутора километрах от берега.
После своего исторического полета Юрий Гагарин оставался членом отряда космонавтов, в частности именно он был дублером Владимира Комарова, который погиб в 1967-м при аварийной посадке корабля «Союз-1». 27 марта 1968 года полковник Ю.А. Гагарин разбился, выполняя полет на истребителе МиГ-15 в паре с опытным инструктором полковником В.С. Серегиным. Ни одна из 12 версий этой катастрофы так и не получила 100-процентного подтверждения по той простой причине, что на самолете отсутствовал «черный ящик». Останки тел обоих летчиков были кремированы, а урны с прахом захоронены в Кремлевской стене.
В связи с гибелью Ю.А. Гагарина в Советском Союзе был объявлен общенациональный траур. Впервые в истории СССР это было сделано в память о человеке, не являвшемся главой государства. В честь первого космонавта Земли был переименован ряд населенных пунктов (включая его родной город Гжатск), названы улицы и проспекты.
Поздравляем авиаторов с Днем воздушного флота, а офицеров – с Днем офицера. Ну, а о бывших и нынешних офицеров-летчиков – с праздником вдвойне!! УРА!!!