Начнем с того, что в культовом фильме Станислава Говорухина принимала участие целая плеяда ярчайших звезд советского кино: Владимир Высоцкий, Сергей Юрский, Армен Джигарханян, Лариса Удовиченко, Александр Белявский, Леонид Куравлев, Александр Абдулов, Светлана Светличная, Зиновий Гердт, Евгений Евстигнеев, Станислав Садальский, Наталья Фатеева. О каждой из их ролей, которые были сыграны в тандеме с молодым следователем Володей Шараповым можно рассказывать долго. Но, поскольку невозможно объять необъятное, сегодня мы поговорим лишь о героях второго плана.
Итак, в фильме «Место встречи изменить нельзя» снялись несколько раритетных автомобилей. И бандиты, и сотрудники МУРа разъезжают на продукции отечественного автопрома. У членов банды «Черная кошка» - это фургон-хлебовоз ЗиС-5, на котором они силой увозят Шарапова на свою «малину», а на следующий день все вместе едут на следственный эксперимент выручать Фокса.
Что касается МУРовцев, то это городской автобус ЗиС-8 по прозвищу «Фердинанд», созданный на базе уже упомянутого грузовика. В нем главные герои фильма также проводят значительную часть своей службы и не только. В «Фердинанде» Володя и Варя вместе едут на картошку, затем происходит погоня за бандитами, в ходе которой Шарапову обрабатывают рану, а Жеглов стреляет по машине Фокса. В конце последней серии все на этом же автобусе главный герой фильма отправляется на поиски подкидыша в детский дом…
В отличие от милиционеров, бандит по кличке Фокс ведет роскошный образ жизни, одним из элементов которой является то, что он ездит на …иномарке! И действительно, по сравнению с отечественными грузовиками американский «Судебекер» (поставленные в СССР 430 тысяч таких машин у нас называли не иначе как «Студер») имел невиданную мощность двигателя в 95 лошадиных сил, тогда как у ЗиС-5/Зис-8 был 73-сильный мотор. «Американец» также выгодно отличался от советских грузовиков той поры теплой кабиной, а также наличием синхронизатора и пятой ступени в коробке передач. Как вы помните, водителю иномарки почти удается оторваться от погони…
В фильме все заканчивается хорошо: Глеб Жеглов попадает из револьвера «Наган» в голову водителя бандитской машины. Затем грузовик с лязгом скатывается под уклон мостовой и, пробив решетку парапета, переворачивается и вверх колесами падает в реку Яузу. Фокса за шкирку вытаскивают из воды и уводят в «Фердинанд». При этом Володя Шарапов «с мясом» срывает с гимнастерки бандита не заслуженный им орден Отечественной войны.
Любопытно, что во время съемок эпизода погони за Фоксом едва не произошла большая беда. Готовя этот трюк каскадеры рассчитывали, что «Студебекер» на скорости слетит с берега и плюхнется в воду «брюхом». Однако потеряв скорость от удара о парапет, машина «клюнула носом» и перевернулась. Водителя и его напарника заклинило в кабине, двери которой погрузились в толстый слой ила. Вместо нескольких секунд каскадеры пробыли под водой более минуты, прежде чем сумели выбраться на поверхность. Остается лишь добавить, что по существовавшим в то время расценкам Госкино трюк высшей категории сложности стоил 50 рублей – именно во столько и был оценен эпизод с перевернувшимся «Студебекером»…
Невероятно, но факт: Этот любимый миллионами зрителей фильм совсем не имеет кинематографических наград - его создатели получили почетные грамоты МВД СССР. Лишь в 1987 году Владимир Высоцкий за роль капитана Жеглова был посмертно удостоен Государственной премии СССР, а в 1998-м - премии МВД России. В 1999 году Владимир Конкин также получил премию МВД России за создание образа оперуполномоченного Шарапова.