Летом 2000 года мне посчастливилось увидеть основную достопримечательность старинного русского города Архангельска – нет, не памятник Петру Первому, который изображен на 500-рублевой купюре, а деревянный дом в девять (!) этажей. Данное сооружение стояло у самого берега Северной Двины, по которой все лето и осень идут бесконечные плоты с лесом. Главный архитектор и строитель деревянного чудо-терема был хозяином кооператива по производству пиломатериалов, а потому бревен, бруса и досок для стройки было всегда в достатке. Говорят, что владельца этой многоэтажки упекли за решетку, а потому его детище несколько стояло лет стояло недостроенным да лишь поскрипывало на пронизывающих северных ветрах, пока в одну ночь не сгорело…
В отличие от России, леса в Европе истребили еще в эпоху средневековья, и с тех пор им, бедолагам, пришлось искать альтернативу дереву. Основным строительным материалом для европейцев стали камень и кирпич. А в 1824 году англичанин Джон Аспдин изобрел новый материал, получивший название цемент. Но настоящую революцию в строительном деле произвел даже не цемент, а железобетон, который придумал француз Жозеф Монье, а немецкая фирма «Вайс и Фрейтаг» за гроши выкупила его патенты, сделав на этом изобретении огромное состояние...
Первое здание из стекла и бетона (точнее, из железобетона) всего в 10 этажей было построено в 1883 году в Чикаго. В 1913-м в Нью-Йорке возвели небоскреб высотой 228 метров, а в 1933-м там же построили 381-метровый «Эмпайр Стейт Билдинг». Наконец, в начале 70-х Нью-Йорк и Чикаго обзавелись небоскребами высотою более 400 метров.
Но и это оказалось не пределом. В 2010 году стараниями эмиратских шейхов в городе Дубай был построен небоскреб «Бурдж-Халифа», высота которого составляет почти 830 метров! Чтобы читатель мог наглядно представить себе это расстояние, скажем, что это равно дистанции от светомузыкального фонтана на Центральной площади Ижевска до Монумента Дружбы народов в конце эспланады. Иными словами, если «Бурдж-Халифа» переместить в наш город и положить набок, то он как раз займет расстояние от главной достопримечательности столицы Удмуртии до Лыж Кулаковой»…
Впрочем, и отечественные строители однажды тоже были рекордсменами по высоте своего творения. Так, построенная ими в 1967 году, 500-метровая Останкинская телебашня долгое время носила титул самой высокой в мире. Помимо престижного ресторана «Седьмое небо» на высоте 337 метров, эта башня славилась тем, что дважды в год: к 1 мая и к 7 ноября альпинисты прикрепряли к ее вершине новый серпасто-молоткастый советский флаг, от которого за полгода службы оставался лишь лоскуток шириной 10 сантиметров.
Что касается жилищного строительства в СССР, то эта тема требует отдельного разговора. Однако, глубоко заблуждается тот, кто считает «хрущевку» чисто советской особенностью. Многие пригороды Парижа (например, всем известный Лонжюмо) почти полностью застроены унылыми 5-этажными крупнопанельными домами. Иное дело, что французы пытаются что-то делать с отслужившими свой срок зданиями. А в большинстве российских городов (Москва не в счет) сегодня нет средств на снос хрущевок или на их реконструкцию.
И все-таки, накануне праздника не принято говорить о грустном. Давайте лучше помечтаем о том времени (надеюсь, не очень далеком), когда наш родной Ижевск украсится целыми кварталами высотных зданий из стекла и бетона. Ведь нынешние шедевры точечной застройки смотрятся как дорогие керамические вставные зубы рядом с бюджетными металлическими коронками…
Коллектив «Делового квадрата» сердечно поздравляет всех строителей с их профессиональным праздником и желает им новых успехов в их благородной и чрезвычайно нужной всем россиянам работе. Слегка переиначив слова Владимира Владимировича (нет, не Набокова и не Познера и даже не Преснякова, а, конечно же, Маяковского) мы говорим: «Строительство славим, которое есть. Но трижды – которое будет!». УРА!