По поводу профессионального праздника наших отважных пилотов «Деловой квадрат» сделал подборку из ТОП-5 наиболее известных людей, которые когда-либо жили в Удмуртии и прославились как летчики отечественной военной авиации.
1. Фёдор Яковлевич Фалалеев (1899 – 1955)
Он появился на свет в многодетной крестьянской семье (из 18 детей 12 умерли в младенчестве или в детстве). Из-за бедности он окончил только лишь 5 классов школы в селе Вавож. В 1917 году юноша поступил на Ижевский оружейный завод резчиком обойм. Во время Ижевско-Воткинского восстания в августе 1918 года он встал на сторону большевиков и был вынужден скрыться из занятого повстанцами Ижевска в Можгу.
19-летним пареньком он записался добровольцем в Красную Армию и на протяжении 13 лет служил в пехоте. В 1932-м его перевели в бурно развивающуюся в то время авиацию. Всего за 10 лет службы Федор Фалалеев дослужился до звания маршала авиации и заместителя командующего Военно-Воздушных сил РККА. Он многократно заменял командующего ВВС во время его многочисленных выездов на фронт. В отличие от многих других высших командиров, Фёдор Яковлевич сам умел управлять несколькими типами самолётов.
Маршал Фалалеев являлся главным представителем от СССР на переговорах по вопросам создания знаменитого советско-французского истребительного авиационного полка «Нормандия-Неман». В 1945 году Фёдор Яковлевич участвовал в работе Потсдамской конференции и на встрече военных делегаций союзных держав Англии, Франции, США.
2. Михаил Васильевич Водопьянов (1899 – 1980)
В сентябре 1919 года будущий героический лётчик Михаил Водопьянов вместе с дивизионом воздушных кораблей «Илья Муромец» прибыл в Сарапул из Липецка. Первое время юноше доверяли управлять лишь лошадью, затем он освоил автомобиль и только потом самолёт. Водопьянов, как большинство из служащих дивизиона, два года прожил в красноармейском общежитии в здании винного склада Сарапульского ликёро-водочного завода. Склад пустовал по той причине, что с 1914 по 1924 год в стране действовал «сухой закон» и производство спиртного было полностью остановлено.
О жизни в Сарапуле Михаил Васильевич вспоминал: «Я почти не покидал аэродрома, ремонтировал боевые машины. С восторгом провожая их в полет, я бежал рядом с крылом, помогая пилотам вырулить на старт. И в эти минуты у меня зародилась дерзкая мечта - научиться летать. Советовался я по этому поводу с механиками, но они только покачивали головами: «Образования у тебя, парень, для этого мало». Однако с их же помощью я стал учиться - сначала грамоте, потом арифметике. Одновременно учился управлять автомобилем…»
Став лётчиком, в 1934 году М.В. Водопьянов принимал участие в спасении экипажа ледокола «Челюскин». Из Анадыря он трижды летал к месту бедствия и вывез 10 человек. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза (удостоверение № 6). Затем 21 мая 1937 года Михаил Васильевич впервые в мире совершил посадку самолёта на лёд в районе Северного полюса, первым в истории авиации применив тормозной парашют. Самолёт Михаила Водопьянова доставил группу зимовщиков, которые организовали первую дрейфующую станцию «Северный полюс» (СП-1).
3. Евгений Максимович Кунгурцев (1921 – 2000)
Он родился Ижевске в рабочей семье. В Красную Армию был призван в 1940 году. В первые месяцы Великой Отечественной войны вместе с пятью миллионами красноармейцев он попал в плен, но уже в ноябре сумел бежать и вернулся в строй. В 1942 году юноша окончил авиационную школу пилотов. Служил на Ленинградском и 3-м Белорусском фронтах. Воевал на знаменитом штурмовике конструктора Сергея Ильюшина Ил-2, который за способность пушек пробивать танковую броню называли «истребителем танков», а немцы прозвали эту машину «Schwarzer Tod (Чёрная смерть)».
Наш земляк лично уничтожил и повредил 8 танков, 97 автомашин, 2 паровоза, 46 железнодорожных вагонов, 1 самолёт в воздухе, 2 дзота, 16 повозок. Указом от 23 февраля 1945 года Е.М. Кунгурцеву присвоено звание Героя Советского Союза.
В марте 1945 года, Евгений Максимович был сбит и ранен. Командование решило, что лётчик погиб и его мать получила «похоронку». Он же в течение трёх суток находился в тылу врага и вновь сумел пробиться к своим. Указом от 19 апреля 1945 года за новые боевые подвиги в возрасте 24 лет Е.М. Кунгурцев награждён второй медалью «Золотая Звезда». Людям, вторично удостоенным звания Героя Советского Союза, ещё при жизни ставили бюсты на их малой Родине. В Ижевске бюст лётчика-штурмовика Евгения Максимовича Кунгурцева установлен в самом начале центральной аллеи сквера у Вечного огня.
4. Нина Захаровна Ульяненко (1923 – 2005)
До войны уроженка города Воткинска Нина Ульяненко училась в Саратовском авиационном техникуме. Первый боевой вылет эта героическая женщина совершила в мае 1942 года на Южном фронте в составе полка ближних ночных бомбардировщиков.
«Ночные ведьмы» летали на бипланах Поликарпова (По-2). Этот самолёт создавался вовсе не для боёв, а для обучения начинающих лётчиков. В нём не было даже отсека для авиабомб, а потому они подвешивались под «брюхо» самолёта на специальные бомбодержатели. Максимальная скорость, которую могла развить такая машина, - всего 120 км/ч. Девушки, летавшие на По-2, не имели парашютов. До 1944 года эти самолёты не были оснащены даже пулемётами. Управлять ими мог как пилот, так и штурман, поэтому если первый погибал, его напарник мог привести машину на аэродром. За годы войны погибли 32 лётчицы полка, в том числе его командир Марина Раскова.
Всего на счету Нины Ульяненко 918 боевых вылетов. Указом от 18 августа 1945 года за проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии лейтенанту Н.З. Ульяненко было присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1948-м Нина Захаровна вернулась в Удмуртию. Работала в «Удмуртской правде», учителем, директором школ, была начальником учебной части республиканского аэроклуба ДОСААФ.
5. Павел Иванович Беляев (1925 – 1970)
Едва молодому человеку исполнилось 18 лет, он записался добровольцем в Красную Армию и был направлен в Сарапул в лётное училище. В то время в этом городе находилось в эвакуации Ейское военное училище лётчиков авиации Военно-морского флота. Оно располагалось в двухэтажном каменном особняке в доме №6 по улице Советской (в наши дни в этом здании работает автошкола ДОСААФ). Почему это училище направили в эвакуацию именно в Сарапул? Дело в том, что в этом городе имелся самый настоящий аэродром (именно на нем служил Михаил Водопьянов, о котором мы рассказали выше).
В Сарапуле курсант Беляев прожил целых 14 месяцев, научившись самостоятельно управлять самолётом. По окончании училища Павел Иванович успел повоевать лётчиком-истребителем в Советско-японской войне в составе авиации Тихоокеанского флота. Затем он проходил службу в частях авиации ВМФ СССР. Как и Юрий Гагарин, до зачисления в отряд космонавтов, Павел Беляев был лётчиком морской авиации, а потому носил чёрную флотскую форму.
В 1960-м П.И. Беляева зачислили в первый отряд советских космонавтов, где он был самым старшим по возрасту (35 лет), по воинскому званию (майор) и по должности (командир эскадрильи). В этом отряде он был единственным, кого будущие герои освоения космоса именовали по имени-отчеству.
18-19 марта 1965 года командир корабля Павел Беляев и второй пилот Алексей Леонов совершили космический полёт на «Восходе-2». В ходе этой миссии человек впервые в мире вышел в открытый космос. Из-за отказа автоматики ориентация корабля и включение тормозной установки впервые проводились в ручном режиме – всё это делал Павел Беляев. В итоге «Восход-2» приземлился не в заданной точке, а неподалеку от Удмуртии – в соседней с нами Пермской области…
В 1967 году в приветственном письме к читателям Сарапульской районной газеты «Красное Прикамье» Павел Беляев написал: «Уральская земля, уральский народ мне особенно дороги. Здесь я впервые поднялся в воздух на самолёте. На уральской земле произвёл посадку космического корабля «Восход-2».
«Деловой квадрат» поздравляет всех летчиков и причастных к ВВС России с их профессиональным праздником. Пожелание только одно, но зато самое заветное: Пусть количество посадок всегда совпадает с количеством взлётов!!!