На протяжении многих сотен лет для охлаждения продуктов и напитков люди повсеместно использовали ямы со льдом. Постепенно им на смену пришел изобретенный в США icebox (ледяной ящик), устроенный по принципу термоса. Он представлял деревянный короб с двойными стенками, между которыми для термоизоляции была уложена шерсть или кроличий мех. Для регулярного наполнения этих ящиков свежим льдом только в одной Америке работали многие тысячи людей, которых именовали icemen (ледяные люди). В то далекое время торговля «твердой водой» в США являлась весьма прибыльным делом. В конце XIX века каждую зиму на реках и озерах этой страны заготавливались сотни миллионов тонн льда! Кроме того, порядка 25 миллионов тонн этого товара американцы ежегодно экспортировали морским путем в Мексику и иные жаркие страны.
Альфред Маршалл первым придумал устройство, которое самостоятельно могло вырабатывать холод. Эта чудо-машина работала на …керосине, пламя от которого испаряло жидкий аммиак. Конденсируясь при комнатной температуре, аммиак отдавал в атмосферу собранное в холодильной камере тепло. Главный недостатком такого устройства было то, что аммиак – чрезвычайно пахучее и ядовитое вещество. Десять лет спустя фирма «Дженерал электрик» наладила производство холодильников, работавших уже не на керосине, а на газу. Первоначально стоимость такой агрегата превышала тысячу долларов – т.е. он был в полтора раза дороже самого демократичного автомобиля того времени «Форд-Т».
В течение последующих десятилетий десятки фирм и сотни людей занимались усовершенствованием конструкции холодильника. Самым важным изобретением, которое позволило в 1930-е годы наладить массовый выпуск этого изделия, стало изобретение фреона. Это заслуга американца Томаса Мигдли, который ранее открыл способ повышения октанового числа бензина с помощь этилирования. Именно он синтезировал дихлордифторметан, дав ему название «фреон». Это неядовитое, негорючее вещество с температурой кипения, идеально подходящей для холодильных машин. На презентации своего творения Мигдли продемонстрировал его безопасность весьма оригинальным образом – вдохнул порцию фреона и выдохом затушил горящую свечу.
К началу Второй мировой войны холодильники уже стояли на кухнях большинства американских и многих европейских семей. В 1939 году уже упомянутая фирма «Дженерал элекрик» наладила массовое производство двухтемпературной модели т.е. холодильник+морозильник. В том же, 1939-м в СССР только приступали к выпуску обычных холодильников, притом самой допотопной конструкции. Это произошло на …Харьковском тракторном заводе. Отечественный первенец назывался ХТЗ-120 и работал на ядовитом сернистом ангидриде, причем рабочий агрегат располагался у него в верхней части.
Сразу после войны разработкой новой, более современной модели занялись конструкторы Московского автозавода имени Сталина. В результате этой работы, в 1951 году был налажен выпуск первого отечественного холодильника, работавшего на безопасном фреоне. После переименования данного предприятия в автозавод имени Лихачева, сменилась и марка этого престижного изделия. А просторный и качественно сделанный холодильник «ЗиЛ» еще многие десятилетия оставался предметом мечтаний миллионов советских людей. Дело в том, что в 1962 году холодильники имели: в США - 98,3% семей, в Италии - 20%, а в СССР - 5,3%. Помните перечень материальных благ, за которые товарищ Саахов выкупал Нину в культовой комедии «Кавказская пленница»? Помимо 20 баранов в него входили почетная грамота, турпутевка в Сибирь и финский холодильник марки «Розенлев»…
Большинство граждан СССР вплоть до середины 1970-х годов вынужденно пользовались так называемым «хрущевским холодильником» - специальной нишей в кухонной стене, которая зимой охлаждалась за счет атмосферного воздуха. Либо в холодное время года сетки со скоропортящимися продуктами просто привязывали к кухонной форточке…