1. Царскосельская
Эта самая первая в России железная дорога между Санкт-Петербургом и Царским селом (ныне город Пушкин) была запущена в работу 30 октября 1837 года. Расстояние между рельсами у этой магистрали составляло 1829 мм (это старый британский стандарт и более чем на 300 мм шире, чем, российская колея). Почему же было выбрано именно британское расстояние между рельсами? Да просто потому, что локомотивы и вагоны, а также рельсы, стрелочные переводы и прочее оборудование для первой российской дороги закупили в Англии.
Уже в следующем, 1838 году, эту магистраль продлили до Павловска, и её протяженность достигла 27 километров. Именно в Павловске было построено роскошное здание с концертным залом и рестораном для развлечения богатой публики, коротающей время в ожидании обратного поезда. Любопытно, что русское слово «воксал» (современная форма «вокзал») происходит от названия широко известного Салона мадам Вокс (Vaux salle) и первоначально означало концертный зал. Ещё в 1813 году юный А.С. Пушкин писал о том, как он развлекался на «гуляньях и воксалах». А к середине 19-го века в России это слово прочно закрепилось за зданиями для обслуживания пассажиров.
2. Николаевская / Октябрьская
Пассажирское движение по этой 645-километровой железной дороге открылось в ноябре 1851 года. Связавшая две столицы магистраль стала первой в России «двухпуткой» и первой дорогой, построенной по русскому стандарту ЖД-колеи (1524 миллиметра).
Изначально предполагалось, что все материалы для Петербургско-Московской дороги будут российскими. Однако, наши промышленники не сдержали своего слова и поставили менее тысячи тонн рельсов, тогда как остальные 78 тысяч тонн пришлось закупать за рубежом!
Всего за 8 лет строительства этой железной дороги было построено 190 мостов и 34 станции. В столицах соорудили два больших вокзала. Строительство обошлось казне в 67 млн рублей (весь годовой бюджет России в те годы составлял около 200 млн рублей).
После кончины императора Николая Первого в 1855 году эту железную дорогу переименовали в Николаевскую. А с 1923 года и до сих пор данная магистраль называется Октябрьской. Шокирующие подробности строительства этой дороги читайте в отдельном материале Делового квадрата ЗДЕСЬ.
3. Великий сибирский путь / Транссиб
В июле 1903 года была введена в эксплуатацию самая длинная железная дорога на Земле - Транссибирская магистраль (сокращённо - Транссиб). Впрочем, в то время она назвалась иначе - Великий Сибирский путь. Изначально он был более чем на тысячу километров короче современного Транссиба. За счёт чего? Давайте разберёмся вместе.
Так, до 1905 года поезда не ходили вдоль южного берега Байкала, а переправлялись на железнодорожном пароме-ледоколе по 260-километровому водному пути. Кроме того, до 1916 года составы курсировали от Читы до Уссурийска через территорию Китая - это так называемая Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), которая существует и поныне.
Окончание Транссиба - это железнодорожный вокзал города Владивостока, где установлен памятный знак. Счёт пути пути длиной 9288 километров ведётся от Ярославского вокзала столицы по главному, «Северному», ходу через удмуртский город Глазов. Транссиб пересекает без малого 90 российских городов и 16 крупных рек (а значит, на нём построено столько же протяжённых мостов). Магистраль проходит по территорям пяти из восьми федеральных округов России. К слову, сегодня поездка на поезде №1 «Россия» от Владивостока до Москвы (а также по обратному маршруту) занимает без малого семь суток!
Ещё больше подробностей постройки и развития Великого сибирского пути читайте в нашем материале ЗДЕСЬ.
4. «Дорога жизни»
Девять из десяти россиян (в данном случае жители Санкт-Петербурга - не в счёт) ошибочно полагают, что во время Блокады Ленинграда продовольствие доставляли на грузовиках через Ладожское озеро прямо в город на Неве. На самом деле, 75-километровая «Дорога жизни» между Большой землёй и осажденным Питером лишь на треть была автомобильной, поскольку зимой трасса длиной 25 километров действительно проходила по льду замёрзшего озера. Однако, сразу по прибытии на западный берег Ладоги всё продовольствие и оружие перегружалось на поезда и далее по 49-километровой Ириновской железнодорожной ветке доставлялось на Финляндский вокзал Ленинграда.
Мало кто знает и том, что через Ладожское озеро, помимо автомобильной, была проложена ещё и ...железная дорога. Дело в том, что зима 1942-1943 годов оказалась очень мягкой, а потому снабжение Ленинграда по льду Ладоги оказалось под угрозой. Тогда-то и родился этот необычайный проект: проложить через акваторию озера свайно-ледовую железную дорогу. Строителям предстояло вбить в дно озера 32 тысячи свай, установить рельсы и пустить поезда.
Дорога была уже практически готова, но 18 января 1943 года наши войска прорвали Блокаду (до полного её снятия оставался ещё целый год) и освободили город Шлиссельбург, расположенный на южном берегу Ладоги. Составы теперь можно было пустить по суше, но оствалось построить мост через Неву в Шлиссельбурге. Этот мост длиной 1300 метров был создан всего за девять дней! Когда 2 февраля 1943 года первый состав с медленно переехал на другой берег Невы, воздух наполнился радостными криками «Ура» тысяч людей…
5. БАМ
Все знают, что Байкало-Амурская Магистраль общей протяжённостью 4287 километров начинается на станции Тайшет в Иркутской области и заканчивается в Советской Гавани Хабаровского края. А вот в каком году её начали строить и когда закончили? Каноническая версия гласит, что это - так называемая Всесоюзная ударная стройка 1975-1984 годов. На самом деле от начала до полного окончания строительства БАМа прошло ровно …70 лет!
Впервые к сооружению этой магистрали приступили силами заключённых ещё в 1933 году - для этого в системе Главного Управления лагерей НКВД (ГУЛаг) было создано специальное подразделение под названием «БАМЛаг». К началу Великой Отечественной была готова значительная часть дороги от станции БАМ до Тынды. Однако, в 1942-м рельсы оттуда были сняты и направлены под Сталинград на строительство Волжской рокады.
22 апреля 1975 года строители возобновили сооружение Байкало-Амурской магистрали. Когда эту магистраль объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, первыми сюда пришли лесорубы - им пришлось пилить и корчевать деревья, которые за многие годы выросли там, где когда-то ходили поезда. Однако, это ни коим образом не умаляет героизма создателей этой уникальной магистрали.
В ходе сооружения БАМа строители уложили более 5000 километров основных и вспомогательных путей, возвели 4200 мостов, построили десятки ЖД-станций, а ещё тысячи жилых домов общей площадью более 570 тысяч квадратных метров, а также десятки социальных объектов: детсадов школ, больниц и т.д.
Формально строительство БАМа завершилось 27 октября 1984 года, а реально — 5 декабря 2003 года, когда начал работу Северомуйский тоннель. По протяжённости (15 километров 343 метра) он - самый длинный в России и пятый в мире. До окончания его строительства поезда ходили по 61-километровому обходному пути с двумя тоннелями и знаменитым Чёртовым мостом высотой 35 метров (это высота 12-этажного дома) - данный обход на БАМе до сих пор эксплуатируется для местных нужд…
Вместо послесловия
Коллектив «Делового квадрата» поздравляет всех железнодорожников с их профессиональным праздником. Мы желаем: машинистам - «Зелёной дороги» и исправный КЛУБ, путейцам – «1520 на шаблоне», диспетчерам – равенства «чётных» и «нечётных» поездов, кассирам и ревизорам – «100% населённости», а проводникам – спокойных пассажиров и такого же «отстоя». И пусть всем вам никогда не доведётся пускать в ход красный флажок, КЭТ, а тем более - три петарды! С праздником!! УРА!!!