В 1940 году, созданный Микояном и Гуревичем самолет МиГ-3, стал самым скоростным и самый высотным советским довоенным истребителем. Несмотря на то, что МиГи хорошо проявили себя в воздушных боях, их пришлось снять с производства. Дело в том, что для штурмовиков Ил-2 катастрофически не хватало авиационных моторов. Поскольку для этой машины подходил лишь мощный двигатель от МиГов, ими пожертвовали ради увеличения производства ильюшинских «летающих танков». Для любого конструктора подобное решение является жестоким ударом. Однако, не бывает худа без добра: КБ Микояна получило возможность работать на перспективу и в итоге раньше других шагнуло в эру сверхзвуковой реактивной авиации.
В начале 1950-х годов творения Микояна и Гуревича показали свое явное превосходство над истребителями других стран. Желая разгадать секреты МиГ-15, американцы разбрасывали над аэродромами в Корее листовки, предлагая летчику-перебежчику сто тысяч долларов - в то время на эти деньги в США можно было купить целых сорок штук совершенно новых легковушек (средняя цена на них в то время составляла 2 200 долларов). В 1960-е годы, уже во Вьетнаме, пилоты американских ВВС как огня боялись другого микояновского истребителя - МиГ-21.
Последним самолетом, задуманным и построенным при жизни А. И. Микояна, стал легендарный МиГ-25 - даже после угона этого истребителя Виктором Беленко в Японию он оставался лучшей машиной своего класса до начала 1980-х годов. Созданные в 1985 году, т.е. уже после смерти генерального конструктора истребители МиГ-29, сегодня состоят на вооружении истребительной авиации 27 стран мира.