Формально Первая мировая война началась с нападения Австро-Венгрии на Сербию 28 июля 1914 года. Подробности этого события - в отдельном материале Делового квадрата ЗДЕСЬ.
Убийство австрийского эрцгерцога Франца-Фердинанда сербом Гаврилой Принципом было использовано в качестве повода для аннексии Сербии. Шокирующие подробности данного преступления описаны нами в публикации от 28 июня ЗДЕСЬ.
Ну, а сама война с Сербией стала лишь спусковым механизмом для глобального передела влияния в мире странами тогдашней «Большой восьмёрки» (Великобритания, Россия, Франция, Германия, Австро-Венгрия, Италия, Турция и США). К 1914 году мир был практически полностью поделен политически и экономически между этими странами, и далеко не каждую устраивала доля в мировом пироге. Особенно это касалось поздно включившихся в колониальную гонку Германии и Италии, которые просто не успели поучаствовать в процессе колонизации из-за долгого периода раздробленности и предполагали решить эту проблему посредством большой европейской войны.
Но надо признать, что и у «старых» мировых держав были далеко не оборонительные планы на грядущую войну. Россия мечтала добить давнего врага – Турцию, захватив попутно Босфор и Дарданеллы, а также объединить польские земли Австро-Венгрии и Германии под своей властью; Великобритания предполагала отхватить у той же Турции Ближний Восток и уничтожить внезапно появившегося на карте Европы конкурента в лице Германии; Франция желала вернуть Эльзас и Лотарингию, захваченные Германией во время Франко-Прусской войны, и взять под контроль Рурский угольный бассейн. Австро-Венгрия имела виды на Балканский полуостров, русскую Польшу и Украину.
Несмотря на немалое количество противоречий, Великобритания, Франция и Россия сходились в одном – растущая мощь Германии ставила под угрозу шаткое равновесие в мире. Агрессивный тон немецкой дипломатии, всё чаще транслирующей идею о нехватке жизненного пространства для немецкого народа, и Тройственный союз Германии, Австро-Венгрии и Италии послужили причиной создания противовеса в виде Антанты (в переводе с французского – согласие). Отныне любое нападение третьей стороны на Великобританию, Россию или Францию означало обязательное вмешательство в войну двух других участников Антанты.
Абсолютно любая война на территории Европы могла превратиться в мировую. Вопрос был лишь в том, кто и когда перейдет эту черту. Австро-Венгрия не объявила бы войну Сербии, если бы немцы не гарантировали Дунайской монархии свою поддержку. Сам факт убийства Франца-Фердинанда как идеальный повод для развязывания большой войны был воспринят в Берлине восторженно – Вильгельм II даже написал на полях доклада: «теперь или никогда». В Вене прекрасно понимали, что война с Сербией автоматически вызовет негативную реакцию Российской империи и союзной ей Франции, но гораздо большие опасения вызывало возможное вступление в войну Великобритании. Сыграла роль туманная позиция британского МИДа – не получив прямого ответа, немцы решили, что англичане не станут вмешиваться, и уверили в этом Австрию. И только тогда австрийцы выдвинули сербам ультиматум с заранее невыполнимыми условиями, а после истечения срока ударили по Белграду. Россия ожидаемо заявила, что не допустит оккупации Сербии.
31 июля в стране была объявлена всеобщая мобилизация. Германское правительство отправило в Петербург угрожающую ноту с требованием прекратить приготовления к войне. Началась мобилизация во Франции. Наконец, 1 августа Германия объявила войну России. Никто тогда и не мог предполагать, что из этой войны живой не выйдет ни та, ни другая империя…