Долгое время считалось, что в первые дни войны командир 2-й эскадрильи 207-го бомбардировочного авиационного полка (сокращённо - БАП) Николай Францевич Гастелло совершил таран колонны вражеской техники на шоссе «Молодечно – Минск» в 30 километрах к северо-западу от столицы Белоруссии. Впервые о подвиге Гастелло было публично объявлено 5 июля 1941 года в вечерней сводке «Совинформбюро».
На основе этого сообщения корреспонденты газеты «Правда» Павленко и Крылов написали очерк «Капитан Гастелло», который был опубликован в номере главной советской газеты от 10 июля. Обращает на себя внимание указанная в очерке дата подвига - 3 июля. Вероятно, его авторы просто примерно прикинули дату гибели Николая Гастелло на основе сообщения «Совинформбюро» от 5 июля. Как бы то ни было, эта статья в «Правде» имела широкий резонанс, а подвиг капитана Гастелло обрел поистине всесоюзную известность.
Уже 26 июля 34-летнему Николаю Гастелло посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. Его именем назывались улицы городов, пионерские организации и колхозы, его подвигу были посвящены художественные произведения. В то же время, остальные три члена его экипажа оставались в тени, зачастую об их участии в знаменитом таране вообще не упоминалось. Только в 1958 году этих людей – лейтенантов Анатолия Бурденюка и Григория Скоробогатого, а также старшего сержанта Алексея Калинина посмертно наградили орденами Отечественной войны I степени.
Лишь в 1951 году по заводским номерам совершившего наземный таран самолёта и по личным вещам лётчиков выяснилось, что там погибли совсем другие люди. Конкретно в этом месте – у белорусской деревни Декшняны - на врага направил свой подбитый бомбардировщик командир 1-й эскадрильи того же 207-го БАП капитан Александр Спиридонович Маслов. Тогда эта информация была тщательно засекречена, а потому лишь через 55 лет после описываемых событий, а именно в 1996 году, он и остальные трое членов его экипажа были посмертно удостоены звания Героя России.
Что касается экипажа Н.Ф. Гастелло, то реальные обстоятельства его гибели таковы: 26 июня 1941 года три бомбардировщика ДБ-3 (эти машины очень хорошо показаны в фильме «Крылья над Берлином») вылетели для нанесения удара по наступающим на Минск немецким войскам. Полагающегося в таких случаях истребительного прикрытия не было. От слова СОВСЕМ. Обнаружив на шоссе вражескую колонну и снизившись до 400 метров, самолеты сбросили бомбы на танки и автомобили с чёрными крестами.
После атаки капитан Гастелло приказал двум другим экипажам возвращаться на аэродром, а сам направился к соседней просёлочной дороге, по которой тоже шла немецкая техника. На предельно малой высоте ДБ-3 прошёл вдоль вражеской колонны, стреляя из двух пулемётов. В результате этой атаки были выведены из строя несколько автомобилей противника, включая штабной автобус. Немцы открыли огонь по самолёту Гастелло из зенитных пулемётов. От многочисленных попаданий ДБ-3 загорелся и вскоре врезался в землю у деревни Моцки в 15 километрах к юго-востоку от Декшнян. Выпрыгнуть с парашютами лётчики заведомо не могли т.к. в это время их бомбардировщик летел на слишком малой высоте…
Для чего мы вам всё это рассказываем? Нет, вовсе не для того, чтобы поставить под сомнение реально совершённый подвиг Николая Гастелло и его героического экипажа. Однако, будучи серьёзным аналитическим изданием, Деловой квадрат считает своим долгом знакомить читателей не с «каноническими версиями», а с реальными обстоятельствами тех или иных исторических событий. В этой связи как нельзя более уместны слова, сказанные главным героем культового фильма 1990-х годов: «В чём сила, брат? СИЛА – В ПРАВДЕ!»
На фото: Мемориал экипажу Николая Гастелло на месте гибели самолёта Александра Маслова.