Начнем с того, что человек имеет множество общего с В.И. Лениным. Судите сами: он родился в городе Симбирске (ныне Ульяновске), в его метрике стояла дата рождения 22 апреля (это по старому стилю, а по новому – 4 мая) 1881 года. Он получил диплом юриста и, активно занимаясь общественной деятельностью, сделался первым лицом российского государства.
Отец Саши Керенского был директором той самой гимназии, в которой учился Володя Ульянов (он же Ленин). Надо сказать, что семьи двух будущих премьер-министров России были связаны не только служебными, но и личными отношениями. Дело в том, что Илья Ульянов был инспектором народных училищ Симбирской губернии, а проще говоря, прямым и непосредственным начальником Федора Керенского. Они часто бывали в гостях друг у друга, нередко вместе с семьями. Однако, нелепо было бы утверждать, будто будущие премьеры России в детстве были друзьями – из-за 11-летней разницы в возрасте они почти не общались.
В возрасте 17 лет Александр Керенский поступил в Петербургский университет. Первоначально он решил пойти по стопам своего отца, всю жизнь преподававшего литературу, и выбрал историко-филологический факультет. Однако, вскоре юноша перевелся на юрфак (тот самый факультет того самого вуза, где получал диплом В. И. Ленин, сдав экстерном экзамены за весь курс обучения).
Стремительный взлет известности этого человека произошел в 1912 году после событий на Ленских золотых приисках. Тогда полиция открыла огонь по демонстрации рабочих, шедших с петицией к местному прокурору, в результате чего погибли 270 человек. Керенский входил в думскую комиссию по расследованию обстоятельств Ленского расстрела и сумел выжать из этого дела максимум политических дивидендов. Название этой реки объединило биографии двух политиков, поскольку по версии советских школьных учебников самый известный из псевдонимов революционера Ульянова появился именно в память о Ленском расстреле.
В марте 1917 года монархия в России была свергнута. В борьбу за власть в стране тотчас включились две силы: Временный комитет Государственной Думы и Петроградский Совет. В этом противостоянии Александр Керенский сориентировался очень быстро – он стал помощником председателя исполкома Петросовета и вскоре был рекомендован на пост министра юстиции России. Работу в новой должности он начал с явно «пиаровской» акции – входя в министерство, он поздоровался за руку со швейцаром!
Впрочем, находясь на этом посту, А.Ф. Керенский наделал и много реальных дел: он провел всеобщую амнистию политзаключенных, отменил смертную казнь и запретил наказания в тюрьмах. В день отмены сметной казни в Кронштадте произошла ужасная резня: матросы сбрасывали своих командиров в ледяную воду, вешали и били офицеров кувалдами по головам. Впрочем, все это было только прологом к тому беспределу второй половины 1917-го, когда на улицах российских городов людей станут грабить и убивать прямо среди бела дня.
5 мая 1917 года Александр Керенский занял пост военно-морского министра. В это время он часто ездил по фронтам, однако остановить разложение армии ему так и не удалось. Однако, благодаря умению выступать перед массами, Керенский на какое-то время завоевал огромную популярность. А спустя всего два месяца, 8 июля, 36-летний политик был назначен министром-председателем т.е. главой Временно правительства России.
Чтобы хоть как-то совладать с надвигающимся хаосом, Керенскому пришлось согласиться на восстановление недавно отмененной смертной казни. Но к тому времени джин уже вылетел из бутылки: армия находилась под неограниченным влиянием большевистских пропагандистов (психологи называют подобный процесс «эффектом присоединения к сильному большинству»). Осенью 1917-го во всем Петрограде нашлось только одно подразделение, сохранившее верность Временному правительству – «Вятский женский батальон смерти»...
После октябрьского переворота Керенский в течение сорока дней скрывался в лесах неподалеку от финской границы – примерно в тех же местах, где еще недавно жил в шалаше В.И. Ленин. О главе свергнутого Временного правительства новая власть распустила байку, будто бы тот бежал из Зимнего Дворца в… женском платье. Любопытно, что факт бегства в переодетом виде (но не в женской одежде) в биографии Керенского все-таки был – в июне 1918 года он спешно выехал за пределы России в форме офицера сербской армии!
Покинув Россию, Александр Федорович обосновался в Париже, где редактировал иммигрантскую газету «Дни». В 1940-м перед самым захватом Франции немцами он перебрался в США. В Америке он все так же активно занимался общественной деятельностью: писал статьи и книги, выступал с лекциями и т.д. До самой смерти (он немного не дотянул до своего 90-летнего юбилея) Керенский отказывался принять гражданство какой-нибудь западной страны и упорно жил с паспортом давно несуществующего государства. К слову, это постоянно создавало проблемы при поездах из одной страны Западного мира в другую.
Последние годы жизни бывшего российского премьера прошли в бедности. Когда Керенский был вывезен родственниками в Лондон и помещен в дом престарелых, он получил предложение продать свой архив на аукционе. Чтобы подогреть интерес покупателей к этим бумагам они были выставлены «в темную», то есть с условием вскрыть покупку только после смерти хозяина. Вырученные на аукционе 100 тысяч долларов позволили Александру Федоровичу вернуться в Нью-Йорк и какое-то время пожить там, что называется, на широкую ногу.
Весной 1970 года А.Ф. Керенский впал в глубокую депрессию. Ее причиной стали неудачный роман с женщиной, которая была вдвое моложе нашего героя. А с другой стороны, организованные в СССР помпезные торжества по поводу 100-летия со дня рождения ненавистного земляка – Владимира Ульянова (Ленина). В эти самые дни Керенский просил дать ему яд. Когда врачи и близкие отказались это сделать, он попросту перестал принимать пищу. Александр Федорович скончался 11 июня 1970 года и был похоронен в Лондоне.
Русский философ Федор Степун отмечал, что «линия Керенского» в 1917 году была «единственно правильной», и вина его «не в том, что он вел Россию по неправильному пути, а в том, что он недостаточно энергично вел ее по правильному»…