Изначально он был более чем на тысячу километров короче современного Транссиба. Само собой, изначально магистраль имела множество отличий от современной. Наиболее значимых из них два:
1. До 1905 года поезда не ходили вдоль южного берега Байкала, а переправлялись на железнодорожном пароме-ледоколе от порта Байкал до станции Мысовая - протяженность этой линии составляла 260 километров.
2. До 1916 года составы ходили от Читы до Уссурийска через территорию Китая - это так называемая Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), которая существует и поныне. Любопытно, что за свою историю КВЖД в 1934-м, 1945-м и 1953-м была «перешита» с русского на европейский стандарт колеи, затем обратно и вновь на европейский…
Но вернемся к истории магистрали. Изначально она начиналась на Курском вокзале в Москве, а в настоящее время - на Ярославском вокзале столицы. Ее окончание - это железнодорожный вокзал города Владивостока, где установлен памятный знак (смотри фото). На этом Великом пути длиной 9288 километров (их счет ведется по главному, так называемому «Северному») ходу находится без малого 90 российских городов.
Транссиб пересекает 16 крупных рек (а значит, на нем построено столько же крупных мостов). Он представлен на территориях 20 регионов России и пяти (из восьми) федеральных округов! Нет, совершенное не зря пассажирские поезда №1 сообщением «Владивосток-Москва» и №2 «Москва-Владивосток» называются не как-то иначе, а «РОССИЯ». Путь до Москвы они преодолевают за 6 суток и 19 часов, а обратный - до Владивостока и за 6 суток и 22 часа.
Помимо прочего, именно по Транссибу проложен самый длинный на планете беспересадочный железнодорожный маршрут «Москва–Пхеньян», длиной 10 308 километров. Поезду 100Щ принадлежат еще два абсолютных мировых рекорда - по количеству остановок (160) и времени в пути - 8 суток, 15 часов и 25 минут.
По сметным расчётам, стоимость сооружения этой дороги должна была составить 350 млн рублей золотом. В реале общая стоимость Транссиба оказалась в четыре раза большей или почти 1,5 млрд рублей. Согласно данным статистики, курс перевода российского рубля начала ХХ века в современный составляет 1 к 1000.
Иными словами, весь грандиозный Транссиб длиной почти 1/4 земного экватора со множеством станций, депо, мостов и туннелей обошелся российской казне всего лишь в 1,5 трлн современных рублей. Достаточно сказать, это в точности соответствует расходам на проведение Сочинской Олимпиады 2014 года…