Начнём с того, что изначально бортпроводниками на самолётах и дирижаблях трудились только представители сильного пола. Лишь в начале 1930-х годов в США возникла идея привлечь к этой работе молодых привлекательных девушек. Это должно было стать дополнительной рекламой нового вида транспорта. К тому же девушки меньше весили, чем мужчины – как известно, в то время каждый лишний килограмм на борту самолёта имел значение.
Самой первой в истории стюардессой 15 мая 1930 года стала медсестра из Айовы по имени Эллен Черч. В первом рейсе по маршруту «Сан-Франциско – Шайен» она обслуживала 11 пассажиров (12 человек – это была максимальная загрузка самолётов того времени). Всего два месяца спустя эта же компания «Юнайтед Эйрлайнс» наняла стюардесс для обслуживания уже всех своих рейсов. Для начала руководство компании предложило Эллен Черч набрать группу из семи медсестер не старше 25 лет и не тяжелее 52 килограммов, готовых стать стюардессами за весьма приличную по тем временам зарплату в 125 долларов в месяц. Всего за три года почти все американские авиакомпании обзавелись отрядами стюардесс, чьё появление способствовало росту популярности пассажирских авиаперевозок.
В СССР официальное название данной профессии более точно отражало её предназначение – кормить и поить пассажиров во время долгих перелётов, поэтому вплоть до 1950-х годов таких сотрудников в «Аэрофлоте» официально именовали …«буфетчиками»!
Самой первой в нашей стране воздушной буфетчицей стала Эльза Городецкая, которая 5 мая 1939 года обслуживала пассажиров рейса «Москва–Ашхабад» на борту самолёта ПС-84 (это лицензионная копия американского «Дугласа-3», выпущенная в СССР наряду с транспортным Ли-2 в количестве почти 5 тысяч экземпляров!).
Изначально никакой оборудованной кухни на самолётах не было. Продукты для рейса буфетчики приносили самостоятельно - в чемодане. На борт самолёта на машинах вместе с почтой и грузами также подвозили термосы с кипятком. В дороге пассажирам предлагали чай, кофе и бутерброды. Лишь в 1956-м в СССР пассажирам начали выдавать горячее питание и прохладительные напитки (а на международных рейсах и алкоголь). Еда на борту самолёта впервые стала бесплатной (раньше за неё надо было платить отдельно).
В 1954 году в «Аэрофлоте» появилась первая униформа бортпроводников международных линий. Она была тёмно-синего цвета и включала перчатки, шапочку, пилотку, юбку, пиджак и плащ, а также пальто с подкладкой. Его можно было носить в разное время года, поэтому сами стюардессы прозвали его «семисезонным». В настоящее время в каждой российской авиакомпании принята своя униформа, которая бывает всех цветов радуги - от красного до фиолетового!
Из числа жителей Удмуртии самой известной бортпроводницей является, конечно же, Надежда Курченко – выпускница школы-интерната в селе Понино Глазовского района. В ноябре 1968-го девушка поступила на работу Сухумский авиаотряд, где до своего 18-летия проработала в бухгалтерии и в декабре того же года стала бортпроводницей.
Она героически погибла 15 октября 1970 года, пытаясь предотвратить угон самолёта Ан-24 литовскими террористами – отцом и сыном Бразинскасами. В 1970 году Надежду похоронили в центре Сухуми. Спустя 20 лет могила юной героини была перенесена на кладбище Глазова - города, где проживали все её родственники – мать, брат и две сестры...
Надежда Владимировна Курченко посмертно награждена орденом Красного знамени. Её имя присвоено одному из пиков Гиссарского хребта, танкеру российского флота и малой планете в созвездии Козерога.