Людмила Михайловна родилась 29 июня (по новому стилю - 12 июля) 1916 года в городе Белая Церковь в нынешней Киевской области Украины. До 14 лет она училась в средней школе родного города, затем с семьёй переехала в Киев. После окончания девятого класса Людмила работала шлифовальщицей на заводе «Арсенал» и одновременно училась в десятом классе, завершая среднее образование.
К сожалению, киношная биография главной героини показана в искаженном, либо совершенно в сказочном свете. В частности, талант к стрельбе «просыпается» у девушки уже при самом первом знакомстве с винтовкой. На самое деле, в школьные годы Людмила была девочкой атлетического телосложения и никогда не позволяла мальчикам обойти себя. Однажды решив доказать, что девушки тоже способны хорошо стрелять, Людмила начала много и упорно тренироваться в стрелковой секции.
В фильме Людмила Михайловна показана стройной незамужней девушкой. На самом деле она была женщиной довольно высокой и плотного телосложения. В свои 26-лет (в киношной версии Людмила Павличенко почему-то показана на год моложе) она имела довольно богатый опыт семейной жизни и 10-летнего сына от первого брака.
В реальной жизни никто не заставлял Людмилу бросать учебу в институте и поступать на курсы снайперов. На фронт она ушла в числе добровольцев из Одессы, где война застала ее на преддипломной практике. Впрочем, военная биография Людмилы Михайловны показана довольно точно, за одним исключением. По фильму (и по парадным фотографиям) она воюет с выпускавшейся в Ижевске самозарядной винтовкой Токарева (СВТ-40, она же «Светка»), однако в Центральном музее Вооруженных Сил в экспозиции, посвященной Павличенко, выставлено совсем другое оружие - снайперская винтовка Мосина…
Как бы то ни было, 27 августа 1942 года снайпер Людмила Павличенко в составе советской делегации прибыла в США, где вскоре должна была открыться Всемирная студенческая ассамблея. У Людмилы, как и у других иностранных делегатов (от СССР, Великобритании, Китая, Голландии и других стран-союзников) была вполне очевидная миссия: уговорить американцев поскорее отрыть в Европе Второй фронт.
Личность этой молодой женщины, вызвала огромный интерес американской прессы. В отличие от кино, Людмила Михайловна не знала английского языка и говорила с американцами через переводчика и лишь в конце своих выступлений она произносила одну фразу на английском с приветствием в адрес молодежи США.
По прибытии в Америку, Павличенко немедленно попала по опеку первой леди США - Элеоноры Рузвельт. В фильме показано, будто та пригласила одну только Людмилу пожить в Белом доме. В действительности, в день приезда в Вашингтон Элеонора предложила переночевать в резиденции президента всем членам немногочисленной советской делегации. Однако, первая леди действительно позвала Людмилу в совместное турне по стране. В итоге, её визит в Америку затянулся на два с половиной месяца - до середины ноября 1942 года.
Нужно признать, что эта поездка к заокеанским союзникам оказалась очень полезной. Именно осенью 1942-го США резко активизировали поставки в СССР техники, оружия и продовольствия. Но, увы, Второй фронт союзники открыли лишь в июне 1944 года, когда Красная Армия начала стремительно продвигаться вглубь Европы. Но вернемся в США 1942 года.
Почти во всех городах США советского снайпера встречали как настоящую звезду. Людмиле дарили пистолеты, винтовки, шубы, драгоценности, чеки на тысячи долларов (само собой, почти всё это было сдано государству). Великий Чарли Чаплин, стоя на коленях, целовал ей руки. Известный американский певец Вуди Гатри написал песню «Miss Pavlichenko», в которой были такие слова: «Мир полюбил твое милое лицо. Как и я…».
Но нередко Людмиле Михайловне приходилось «держать удар» не хуже чем на фронте. В частности, в Питтсбурге, где очень много выходцев из Германии, открыто звучали призывы расправиться с советским снайпером. А на одной из пресс-конференций журналист задал ей бестактный вопрос: «Какого цвета нижнее белье вы предпочитаете?». Мило улыбнувшись, Людмила ответила: «За подобный вопрос у нас в стране можно по физиономии получить. Ну же, подходите ближе...»
Элеонора Рузвельт и Людмила Павличенко стали настоящими подругами и еще долгие годы вели переписку - с этого факта и начинается история в фильме. В одной из сцен Элеонора нежно гладит Людмилу по обнаженной израненной спине, спрашивая при этом: «Что они сделали с тобой? Мужчины должны были тебя защитить».
Людмиле во всей этой истории отводится роль Золушки – нелюбимой дочери строгого отца с трудным детством и юностью. Но, в конце концов, ей все-таки выпадает в жизни счастливый билет в виде сказочной поездки в Америку. После неё Павличенко больше не вернулась на фронт и менее чем через год ей присвоили звание Героя Советского Союза. После окончания Великой Отечественной войны до 1956 года служила офицером Главного штаба Военно-морского флота СССР в звании майора береговой службы…
В фильме «Битва за Севастополь» рассказ о судьбе главной героини ведется от имени Элеоноры Рузвельт – супруги тогдашнего президента США. Именно она выступает в роли доброй феи, которая дает Людмиле действительно ценные советы по общению с прессой и дарит ей, одетой в уродливую военную форму, нарядное платье.
В 1957 году Элеонора Рузвельт приехала в Москву. Холодная война между СССР и США была в самом разгаре, и советские власти контролировали каждый ее шаг. После долгих проволочек Элеонора наконец получила разрешение на встречу с Людмилой.
Их свидание произошло дома у героини нашей истории, в двухкомнатной квартире в центре Москвы. Поначалу они беседовали, соблюдая все формальности, но вдруг Павличенко, под каким-то предлогом, затянула гостью в спальню и захлопнула дверь. Наедине Людмила дала волю чувствам: полуплача она обняла гостью, тем самым показав, как рада была ее видеть. Только тогда они смогли шепотом, вдали от лишних глаз и ушей, вспомнить о той совместной поездке по городам США, которая сделала их близкими подругами…
Людмила Михайловна Павличенко умерла в 1974 году в Москве. В Центральном музее Вооруженных Сил есть экспозиция, в которой представлены её личные вещи: снайперская винтовка Мосина с оптическим прицелом, книжка снайпера, именной Кольт, подаренный ей во время визита в США. И подарок от советских пионеров – обыкновенная рогатка с надписью: «Не промахнись»…