4 июля 1957 года состоялся первый полёт пассажирского самолета «Ил-18», который перелетел с Центрального аэродрома имени М. В. Фрунзе на лётную базу в город Жуковский. Самое удивительное, что этот легендарный лайнер-долгожитель до сих пор остаётся в строю. И сегодня он отмечает своё 65-летие, которое принято назвать «Железным юбилеем».
Конечно, это был не первый пассажирский самолёт, созданный в ОКБ Сергея Ильюшина. Еще в 1945-м конструктор разработал полностью отечественный пассажирский двухмоторный лайнер Ил-12 с салоном на 32 места - в 1950-е годы именно он выполнял более половины всех почтово-пассажирских перевозок на территории СССР. В 1950-м в воздух впервые поднялся также двухмоторный 36-местный Ил-14, но, как и его предшественник, это был всё-таки устаревший к тому времени самолёт с поршневым двигателем. Дело в том, что в середине ХХ века уже настала эпоха турбовинтовых машин.
Дальнемагистральный пассажирский Ил-18 с четырьмя турбовинтовыми двигателями был рассчитан на перевозку 75 человек (впоследствии вместимость его салона была увеличена до 120 кресел). Свои первые пассажирские рейсы он выполнил 20 апреля 1959 года из Москвы в Адлер и Алма-Ату. Наиболее интенсивно Ил-18 эксплуатировали на маршруте «Москва – Красноярск». Сейчас в это невозможно поверить, но в 1969 году по нему выполнялось целых 24 рейса в сутки! В общей сложности в аэропорту Красноярска базировались до пятидесяти таких машин.
Пассажиры «Аэрофлота» сразу по достоинству оценили современную «начинку» Ил-18: систему кондиционирования воздуха, общее и индивидуальное освещение каждого пассажирского места. Советские люди впервые стали получать во время полёта бесплатное питание, но для этого пришлось внедрить в салоне самолёта одну маленькую, но очень важную хитрость.
Изначально никакой оборудованной кухни на советских лайнерах не было. Стюардессы (до 1950-х годов их официально именовали «буфетчицами») продукты для рейса приносили самостоятельно - в чемодане, а за чай и кофе с бутербродами на борту пассажирам надо было платить отдельно. С появлением в нашей стране лайнеров Ту-104 и Ил-18 в «Аэрофлоте» начали бесплатно выдавать всем пассажирам горячее питание, прохладительные напитки и даже алкоголь. А техническое решение, которое позволило это сделать, заключалось в установке откидных столиков в спинке кресла впереди сидящего пассажира.
Надо сказать, что Ил-18 пришёлся по вкусу не только пассажирам, но и пилотам. Благодаря всевозможным усилителям для управления этими лайнерами уже не требовалось больших физических нагрузок, что привело к появлению в рядах гражданских лётчиков представительниц прекрасного пола. Так, в 1962 году в Красноярске начала работать Ираида Вертипрахова, которая стала первой в СССР женщиной - командиром воздушного судна. Вначале она сама стала командиром Ил-18, а со временем весь её экипаж стал чисто женским…
В течение 1958-1959 годов на самолётах Ил-18 было установлено двадцать мировых рекордов дальности полёта и высоты с различной полезной нагрузкой. Именно эта исключительно надежная машина работала на линии «Ташкент – Мирный (Антарктида)». За создание этого легендарного лайнера Сергею Ильюшину и группе конструкторов в 1960 году была присуждена Ленинская премия.
Пассажирские Ил-18 выпускались на протяжении более двух десятков лет - вплоть до начала 1980-х годов, а специализированные версии – до 1985 года. Пассажирские перевозки на Ил-18 прекратилась только 14 октября 2002 года. А в 223-м лётном отряде ВВС России Ил-18 продолжают летать до сих пор и это один из рекордов в истории мирового авиастроения.
К слову, лайнер-долгожитель довольно хорошо показан в вышедшем в 2011 году фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой!». Для его съёмок даже не пришлось создавать бутафорский Ил-18 или его компьютерную модель…