Первый (пока не серийный) экземпляр этой машины был готов еще в ноябре 1944-го. А в июне победного 1945-го «Победу» показали И.В. Сталину и тот лично разрешил дать ей это звучное название. Кстати, изначально создатели ГАЗ-М20 во главе с конструктором Андреем Липгартом планировали назвать его «Родина». На это вождь иронически поинтересовался: «Ну, и почем вы «Родину» продавать будете?».
Конструкторы «Победы» сумели впервые создать отечественный автомобиль, который (в отличие от ГАЗ-А, ЗиС-101, КИМ-10 или «Москвич-400») стал копией не с какого-то одного зарубежного прототипа, а собрал в себе лучшие на тот момент достижения автопрома Европы и США. «Победе» не стеснялись подражать за рубежом – так, выпущенный в 1947 году в Англии «Standard Vanguard» внешне был практически её точной копией!
В отличие от других советских легковушек того времени «Победа» имела просторный салон, в который могли запросто поместиться целых пять человек (до этого подобную вместимость имели только лимузины). Двухлитровый двигатель мощностью 50 л.с. позволял полуторатонной «Победе» разгоняться до 105 км/ч. За двенадцать неполных лет (до 30 мая 1958 года) с конвейера автозавода имени В.М. Молотова (отсюда буква «М» в индексе машины) в городе Горьком сошло 235 999 экземпляров ГАЗ-М20.
С 6 октября 1951 года производство этой модели было также организовано на Варшавском заводе малолитражных автомобилей. Польская вариация «Победы» называлась «Варшава». Она отличалась иной формой задней части кузова и более мощным двигателем (70 л.с.). Этот автомобиль выпускался более двух десятков лет - вплоть по 30 марта 1973-го и по численности значительно превзошел советский оригинал (254 471 экземпляр). Но, как говорится в таких случаях, это уже совсем другая история…