В 1919 году россиянин Игорь Иванович Сикорский (1889-1972) иммигрировал в США, где вскоре основал собственную авиастроительную фирму «Sikorsky Aircraft Corporation». Этот человек создал несколько десятков моделей самолетов, однако мировую славу ему принесла постройка простого и удобного вертолёта классической компоновки.
Его машина произвела сильное впечатление на профессионалов. Командование ВВС США заказало у фирмы Сикорского несколько десятков вертолётов, которые планировалось использовать как средство связи и для корректировки огня с воздуха. Первым серийно выпускавшимся вертолётом стал Sikorsky R-4 Hoverfly. В боевых условиях эти машины были впервые опробованы в апреле 1944 года в Бирме. На фото вверху показан этот первый в мире серийный вертолёт.
За девять десятков лет своего официально признанного существования вертолёт проделал огромный путь развития. Сегодня без этих машин уже невозможно представить себе ни Военно-воздушные силы, ни гражданские авиаперевозки в отдалённых районов без аэропортов и иной инфраструктуры.
К сожалению, середины 2010-х мировое производство вертолётов начало снижаться. Если поначалу происходило падение объема выпуска крупных и средних машин, то, в конечном счете, спад распространился и на модели, ориентированные на частных лиц. Начиная с 2018 года выпуск вертолётов в мире (как гражданских так и военных) составляет менее тысячи штук в год!
В настоящее время фирма «Sikorsky Aircraft Corporation» входит в ТОП-лидеров мирового вертолетостроения. По итогам 2020 года пятёрка компаний-лидеров по количеству выпущенных вертолетов выглядит следующим образом:
1. «Airbus Helicopters (Франция/Великобритания) – 287 шт.;
2. «Robinson Helicopter» (США) - 177 шт.;
3. «Вертолёты России» - 170 шт.;
4. «Bell Helicopter» (США) – 168 шт.;
5. «Sikorsky Aircraft Corporation» (США) – 68 шт.
У специалистов-вертолётчиков такой список, кончено же, вызовет улыбку, поскольку в нём собраны все машины – от легчайших «Robinson» до тяжёлых Ми-26. Это примерно то же, что поставить на одну доску микролитражную «Оку» и карьерный самосвал марки «БелАЗ»…
Тем не менее, плохая статистика всё же лучше, чем совсем никакая. На сегодня совокупные мощности холдинга «Вертолёты России» составляют 360 машин в год. При этом, фактический объём выпуска продукции упал с 303 единиц в 2013 году до 170 штук в 2020-м. Примерно половина производимых в России вертолётов являются военными, при том, что значительная часть продукции предназначена для поставок в зарубежные страны.
Сегодня винтокрылые машины выпускают пять предприятий холдинга «Вертолёты России». Они расположены в городах Улан-Удэ (Ми-171, Ка-226), Казани (Ми-17, «Ансат»), в Ростове-на-Дону (Ми-24, Ми-26, Ми-28), в башкирском Кумертау (Ка-32, Ка-226), а также в Арсеньеве Приморского края (Ка-52 «Аллигатор»).
Несмотря на довольно безрадостную картину, вертолёт в России остаётся чрезвычайно востребованным видом транспорта. В нашей стране существуют огромные регионы, где нет ни дорог, ни аэродромов, но зато имеются посадочные площадки, благодаря которым туда «только вертолётом можно долететь». Слегка переиначив широко известную поговорку, можно сказать так: «Русские создали лучшие в мире и самые большие вертолёты. И всё для того, лишь бы не строить дороги…»