Вторжение произошло в районе Тильзита (ныне это город Советск Калининградской области). Самое любопытное, что, как и 200 лет назад, это место вновь находится на государственной границе, только с точностью до наоборот - на левом берегу Немана теперь Россия, а на правом – страна дальнего зарубежья (и по совместительству член враждебного блока член НАТО) под названием Литва.
Генералы из окружения Наполеона были против этой войны, тем не менее, император твердо решил напасть на Россию. Вторгшиеся в июне 1812 года войска лишь наполовину были французскими т.к. в составе «непобедимой» армии были 16 разных национальностей: наиболее многочисленными после французов были немцы, поляки, австрийцы и литовцы.
Соотношение воюющих сторон в это момент было следующее: По различным источникам у французов на русском фронте имелось от 570 до 680 тысяч солдат и офицеров плюс около 1400 пушек. Российская армия насчитывала от 400 до 600 тысяч человек плюс 1600 артиллерийских орудий.
В течение Отечественной войны в России было объявлено четыре рекрутских набора (говоря современным языком – мобилизации), в ходе которых было призвано свыше 400 тыс. человек. Однако, они были абсолютно не подготовлены к боевым действиям. По этой причине главнокомандующий русской армией Михаил Илларионович Кутузов отказывался брать на фронт рекрутов для пехоты и соглашался принимать только кавалеристов.
Надо сказать, что Наполеон Бонапарт нисколько не сомневался в скором и благоприятном исходе этой войны. Изначально он рассчитывал одержать молниеносную победу в крупном приграничном сражении, но отступление русской армии вглубь страны спутало все планы Наполеона. Тогда он приказал сделать главным направлением наступления не тогдашнюю российскую столицу (Санкт-Петербург), а Москву. Свое решение император объяснил следующим образом: «Если я войду в Киев, то буду держать Россию за ноги. Если захвачу Петербург, я возьму ее за голову. А если займу Москву, то поражу эту страну в самое сердце».
Как известно, Наполеон действительно вошел в Первопрестольную, однако это не изменило исхода войны. В конце концов, захватчики были вынуждены уйти назад в Европу, но следом за ними в Париж пришли русские войска. Но, как говорится в таких случаях, это уже другая история…