В 3 часа 15 минут 22 июня 1941 года армады вражеских бомбардировщиков одновременно на всех участках пересекли государственную границу СССР. Немцы почти безнаказанно бомбили территорию СССР - воздушным налетам подверглись Киев, Житомир, Севастополь, Брест, Гродно, Лида, Кобрин, Слоним, Барановичи, Шауляй, Вильнюс, Каунас и другие города. Первые удары пришлись по местам базирования советских самолетов новейших типов, пунктам управления, портам, складам, а также крупным железнодорожным узлам.
Сосредоточенная на постоянных аэродромах советская авиация понесла поистине огромные потери: за первый день войны было уничтожено 1200 наших самолетов, причем большая их часть даже не успела ни разу подняться в воздух. Однако, вопреки этому, за первые сутки ВВС РККА совершили около 6 тысяч самолетовылетов и уничтожили в воздушных боях свыше 70 немецких самолетов.
Узнав о нападении Германии, И.В. Сталин созвал на совещание высших военных, партийных и государственных деятелей. К 7 часам утра был выработан текст директивы, которая требовала:
- Войскам всеми силами и средствами обрушиться на вражеские силы и уничтожить их в районах, где они нарушили советскую границу. Впредь до особого распоряжения границу не переходить…
Запрещение Сталина переходить границу (а также ограничение ударов авиации далее 150 км от границы) говорит только о том, что вождь всё еще счиал, что это лишь провокация и не верил в то, что началась самая настоящая война. Только к полудню члены политбюро ЦК ВКП(б) подготовили текст заявления советского правительства, с которым в 12 часов 15 минут по радио выступил зампред Совнаркома и нарком иностранных дел Вячеслав Молотов. Напомним, что сам Иосиф Сталин выступил по радио только 3 июля. Но вернемся назад - в первый день Великой Отечественной.
О начале новой войны население Германии узнало из обращения Гитлера к народу, которое 22 июня в 5 часов 30 минут зачитали по радио министр пропаганды Йозеф Геббельс и министр иностранных дел Иоахим фон Риббентроп (то самый, кто в 1939-м подписал с СССР пакт о ненападении и Договор о дружбе и границах). В этих выступлениях были высказаны многочисленные обвинения в адрес советской стороны.
Само собой разумеется, Германия, как и при нападении на Польшу 1 сентября 1939 года, всю вину за начало этой войны возложила на СССР. В обращении к немцам фигурировали такие понятия, как «заговор евреев и демократов, большевиков и реакционеров» против рейха, сосредоточение на границах 160 советских дивизий, которые якобы в течение многих недель угрожали не только Германии, но также Финляндии и Румынии. Все эти факторы мол, и вынудили фюрера предпринять «акт самообороны», с целью обезопасить страну, «спасти европейскую цивилизацию и культуру»…
Из-за дезориентирующих докладов штаба Западного фронта, командование РККА явно недооценило мощную немецкую группировку, наносившую удар в районе Бреста, а потому долгое время считало, что главной задачей вермахта является овладение лишь приграничными районами СССР.
Когда вышеназванная директива дошла до наших войск, они уже несколько часов вели бои с наступающим противником. Выполняя этот абсурдный приказ, который в значительной мере помешал организовать отпор вермахту, части Красной Армии начали выдвижение к границе. Однако, из-за нарушения линий связи, а также господства вражеской авиации в воздухе «обрушиться на противника всеми силами» и уничтожить его ударные группировки, как того требовала директива, наши войска, конечно же, не могли, а потому погибали в боях, либо отходили на восток.
Так заканчивался первый день Великой Отечественной войны, до Победы в которой оставалось ещё долгих 1417 дней и ночей.