Текущая ситуация – не просто время перемен для бизнеса, а время стремительных перемен, признавали участники ПМЭФ на всех сессиях. Но несмотря на потрясения, значительная часть среднего и малого бизнеса уже успела не только адаптироваться, но и наладить новые торговые связи.
— Мы увидели поворот на дружественные страны — провели встречи и переговоры с делегациями Алжира, Египта, — рассказал председатель правления Совета по развитию внешней торговли и международных экономических отношений Максим Черешнев. — Это новые рынки и новое направление, недостаточно развитое в предыдущие годы.
Основные перемены коснулись двух важных механизмов ведения бизнеса, считает автор исследования КРОС «Ландшафт влияния. Исследование отраслевых ассоциаций и деловых объединений» Петр Кирьян. Один из них – работа банковской системы.
— Деньги ходят дольше, расчеты часто ведутся через третьи страны и с использованием национальных валют, — объяснил Кирьян. — Это удлиняет движение денег и повышает транзакционные издержки, которые потом включаются в конечную цену товара или услуги и в импорте, и в экспорте.
По словам Максима Черешнева, вопрос транзакций для бизнеса уже частично решен: несмотря на запрет на прямые транзакции в SWIFT и переводы в евро, российские предприниматели уже наладили платежи через дружественные страны. Схема усложненная, но рабочая, уточнил эксперт.
— Мы нашли способы работать с платежами, — подтвердил председатель правления СЭИК Николай Дунаев. — Они проходят каждый день, и у малого и среднего бизнеса все стабилизировалось. Я не услышал у участников форума единого мнения насчет финансовой стабильности: кто-то считает, что к концу года все российские банки отключат от SWIFT, кто-то эту гипотезу не разделяет. Единого мнения нет, есть только спекуляции на тему.
Логистические цепочки — еще одна боль российских предпринимателей.
— Сегодня доминирует работа по восточным и южным направлениям, — рассказал Петр Кирьян. — Это не означает, что северо-запад потерян как окно для отправки и получения грузов, однако активная работа на этом направлении требует собственного коммерческого флота.
По мнению Максима Черешнева, новые транспортные коридоры активно обсуждали на ПМЭФ, в том числе, прозвучали и важные заявления со стороны власти — например, поддержка судостроения в России для более эффективного использования акватории Каспийского моря. Так, стало известно, что в этом году Объединенная судостроительная корпорация спустит на воду 19 гражданских судов, а рыболовецкие суда перепроектируют под оборудование дружественных стран взамен западного.
По прогнозам экспертов, география нового экспорта сырья и продукции из России, ограниченной в доступе на западные рынки, окончательно оформится к третьему кварталу 2022 года.
Напомним, интервью генерального директора ПАО «Россети Центр» Игоря Маковского на площадке ПМЭФ-2022.