Что СССР построил в странах Балтии за десятилетия «оккупации» Фото: RT
По поводу отмечаемого 17 июня в странах Балтии «Дня оккупации», мы хотим рассказать читателям о том, какие объекты стоимостью в десятки миллиардов долларов из всесоюзного бюджета были построены в Литве, Латвии и Эстонии. А заодно, расскажем, что с ними стало сегодня.

Итак, 17 июня 1940 года не предусмотренные международными договорами части Красной Армии и Балтийского флота вошли на территорию Литвы, Латвии и Эстонии. Через полтора месяца эти страны стали 14-й, 15-й и 16-й республиками Советского Союза. После обретения независимости 6 сентября 1991 года эти страны упорно ставят вопрос о «компенсации ущерба за оккупацию».

Литва

Фото: Irecommend

Эта прибалтийская республика вошла в СССР как небольшая сельскохозяйственная страна - более трети населения были задействованы в аграрной сфере. Уровень жизни там был одним из самых низких в Европе. А вышла из Советского Союза эта республика промышленно развитым государством. В общей сложности СССР вложил в Литву 72 млрд долларов.

За десятилетия советского периода здесь были построены заводы: станкостроительный «Жальгирис», электротехнический «Эльфа», Кедайняйский химзавод, Йонавский минеральных удобрений, азотных удобрений «Азот» и другие.

На советские деньги в Литве возвели Мажейкяйский НПЗ мощностью 12 млн тонн сырья в год - это единственное предприятие по переработке нефти в странах Балтии. Оно строилось с расчетом на поставки советской нефти в Европу, на ответвлении с трубопроводом «Дружба».

При СССР в Литве была построена Игналинская АЭС - атомная электростанция с самыми мощными на тот момент энергоблоками в мире. В это трудно поверить, но ныне энергодефицитная Литва несколько десятилетий назад обеспечивала не только свои потребности в электричестве, но и своих соседей. В 2009 году работа Игналинской АЭС была полностью остановлена — такова плата за вступление республики в Евросоюз.

СССР построил в Литве 300-километровую скоростную дорогу через всю республику, которая считалась лучшей во всем Союзе: здесь были и эстакады, и современные ограждения, и развязки.

После выхода из состава Советского союза этой республике досталось более 500 морских судов! В советской Литве был один из крупнейших рыболовных портов Европы – Клайпедский. Построенный в городе в годы СССР судостроительный завод «Балтия» - это одно из немногочисленных мест, до сих пор дающих работу местным жителям.

Латвия

Фото: Tutu.ru

Если в конце 1940-х годов стоимость основных фондов Латвии составляла 1 миллиард рублей, то к началу 1990 года она достигла 29,9 миллиарда (и та и другая цифра даны в сопоставимых ценах 1973 года). К середине 1960-х годов на территории этой республики было построено более 20 различных производственных предприятий и заводов. На развитие ее промышленности из союзного бюджета выделялись крупные ресурсы, благодаря чему уже в 1965 году объемы производимой на территории этой республики продукции возросли более чем в 15 раз в сравнении с показателями на момент присоединения к СССР.

Во времена СССР Латвия была знаменита своими торговыми марками. Предприятие «ВЭФ» являлось передовым производителем электроники, радиоприёмников, телефонов, станков, обеспечивавший рабочими местами больше 14 тыс. человек на заводе в Риге и ещё 6 тыс. - в остальной Латвии, дававший прибыль 580 миллионов долларов в год. В середине 1990-х предприятие объявило о банкротстве. Сегодня на месте завода торговый центр.

Построенный в 1949 году завод «РАФ» (Рижская Автобусная Фабрика) производил сначала автобусы, а затем микроавтобусы, которые использовались по всему СССР в качестве карет скорой помощи и маршрутных такси. В 1997 году производство на заводе было остановлено. По иронии судьбы, последней моделью, сошедшей с конвейера некогда процветающего завода, стал автомобиль-катафалк.

Рижский вагоностроительный завод выпускал электрички «ЭР-1» и «ЭР-2». Начиная с 1949 года РВЗ начал серийный выпуск знаменитых рижских трамваев МТВ-82. И то, и другое поставлялось по всем регионам СССР. За годы независимости Латвии многократно сократились объёмы производства на РВЗ. К 2001 году на заводе осталось меньше полутора сотен сотрудников (в советское время их было 6 тысяч).

Построенный ещё в советские годы современный порт Вентспилс был главными западными морскими воротами Советского Союза. В 1960-х годах к нему из России был проложен нефтепровод для экспорта нефтепродуктов (а также для снабжения Латвии). Вентспилс и другие порты до сих пор продолжают приносить доход этой прибалтийской стране.

В 1974 году был открыт крупнейший в Балтийском регионе аэропорт города Риги. Для жителей нашего города этот объект интересен тем, что когда-то действовал прямой авиарейс «Ижевск – Рига», на котором слетали вместительные Ту-154.

Эстония

Фото: Accor Hotels

Во времена СССР по объему инвестиций в основной капитал на душу населения она обходила все республики Советского союза. Перед развалом СССР, эстонский ВВП составлял 10 700 долларов на душу населения. По тем временам это было 46 место в мире. Самый высокий доход на душу населения в Советском союзе тоже был в Эстонии - 720 рублей, тогда как в России он составлял 598 рублей (это не заработная плата, а сумма всех доходов государства в пересчете на одного гражданина).

В 1950-е в Нарве был построен энергетический комплекс из двух в то время крупнейших в мире тепловых электростанций - Эстонской и Балтийской, которые вырабатывают до 95% всей электроэнергии в этой республике.

В Таллине на заводе «Двигатель» когда-то работало более 10 тысяч человек. До 1991 года на нем изготавливалось оборудование для атомной, космической и химической промышленности СССР. В 2007-м «Двигатель» как предприятие перестал существовать – в настоящее время на его территории расположен промышленный парк.

За годы «советской оккупации» валовая продукция в промышленности Эстонии возросла в 55 раз, добыча горючих сланцев - в 13,5 раза, объем капиталовложений - в 30 раз. В сельское хозяйство было вложено 6 миллиардов рублей, в результате чего урожайность и сборы зерновых увеличились вдвое по сравнению с 1939 годом.