Рынок DIY предлагает товары в следующих ключевых сегментах:
- строительные материалы (Hard DIY). В ассортименте товары для строительства, капитального ремонта и черновой отделки. Сети Hard-DIY имеют строительные дворы и обслуживают рынок B2B;
- отделочные материалы (Soft DIY). Магазины предлагают покупателям товары для внутренней отделки и косметического ремонта, предметы декора и товары для дома. Эти сети чаще всего работают на рынке B2C;
- сопроводительные товары для дома (Household) включают: комнатные растения, предметы декора, интерьера и освещение. Преобладают товары для косметического ремонта;
- товары для сада (Garden) включают: растения, грунт, оборудование для готовки на воздухе и садовую мебель.
Самый большой сегмент по заказам и онлайн-продажам приходится на Hard DIY. На второй позиции по количеству заказов и онлайн-продаж — Soft DIY. Крупнейшим гипермаркетом в сегменте Hard DIY выступает сеть Leroy Merlin, а в Soft DIY — Петрович.
Драйвером рынка DIY является жилищное строительство. Рост ипотечного кредитования и активный ввод в эксплуатацию жилых домов с 2019 года по 2021 год положительно сказался на финансовых показателях участников рынка DIY ретейла. Так, по оценкам аналитиков, в 2021 году оборот розничной торговли в сегменте DIY увеличился на 3,5%, до 2,35 трлн руб.
В последние годы проблемой для участников рынка стало отставание темпов повышения цен на строительные материалы от динамики курсов валют, цен на жилье и на сырьевые товары (металл, пластик, древесные материалы).
Несмотря на активную консолидацию и уход с рынка ряда региональных сетей, в России работают около 1000 универсальных и специализированных торговых сетей DIY. На российском рынке, особенно в крупных городах, доминируют международные DIY-сети. В 2020 году их удельный вес составлял около 50%.
Основная доля рынка приходится на Hard DIY и Soft DIY — 50% от всего объема продаж и в 2018 году он составил 1,1 трлн руб. На начало 2021 года указанные сегменты выросли до 1,2 трлн руб. Сопроводительные товары для дома (Household) и товары для сада (Garden) составляют около 0,5 трлн руб.
В список ключевых организаций, по оценкам аналитиков, входят 10 сетей (Приложение 1), осуществляющих торговлю DIY & Household товарами:
1. Леруа Мерлен Восток;
2. СТД «Петрович»;
3. МАКСИДОМ, включая Касторама Рус;
4. ОБИ Россия;
5. ВсеИнструменты.ру;
6. САТУРН;
7. Бауцентр Рус;
8. Строительный двор;
9. Агава (торговая сеть «Мегастрой»);
10.НФК (торговая сеть «Аксон»).
В 2020 году выручка 10 крупнейших универсальных торговых сетей рынка DIY России составила чуть более 650 млрд руб. В структуре выручки увеличивалась доля российских сетей, в основном за счет достаточно высоких темпов роста выручки сети Петрович и ВсеИнструменты.ру.
Leroy Merlin Лидером на российском рынке (доля около 17,5%) является одна из крупнейших французских сетей Leroy Merlin, находящаяся на рынке России с 2004 года. В 2021 году выручка компании увеличилась на 31,5% и составила 456,2 млрд руб. К концу 2020 года сеть имела 107 гипермаркетов в 67 городах России.
После введения антироссийских санкции сеть заявила о продолжении своей деятельности на территории нашей страны.
Также Leroy Merlin рассматривает возможность увеличить поставки и расширить товарный ассортимент на DIY-рынке. Заместить импортный ассортимент товарами, произведенными в России, планируется в следующие три-четыре месяца.
OBI В 2021 году международная немецкая торговая компания строительных и хозяйственных товаров OBI заняла 5 место (после Leroy Merlin, Петрович, ВсеИнструменты.ру и Максидом с учетом Сastorama и) с объемом выручки в 41,8 млрд руб. В состав сети входило более 28 гипермаркетов в 14 регионах России.
В 2021 году, по данным Федеральной антимонопольной службы, «Группа инвестиционно-строительных компаний MAX» приобрела сеть магазинов товаров для дома и сада OBI.
Основная проблема нового владельца OBI — недостаток товарных запасов в преддверии строительного сезона и необходимость заново выстраивать отношения с поставщиками в условиях дефицита товаров.
Петрович Петербургская сеть «Петрович» занимает второе место среди строительных сетей в стране. Основные регионы ее функционирования — Северо-Западный (Санкт-Петербург) и Центральный федеральный округа (Москва) в отличие от Leroy Merlin, у которой магазины функционируют от Калининграда до Хабаровска.
В 2020 году выручка компании составила 73,0 млрд руб., увеличившись на 22,7% по сравнению с 2019 годом.
Отличительной особенностью «Петровича» (от всех других организаций) является быстрая доставка товара клиенту.
Исходя из текущей информации, крупнейшая компания Leroy Merlin не собирается уходить с российского рынка. По мнению аналитиков, в случае ее ухода на рынке стройматериалов цены могут увеличиться еще на 10%.
Как рассказал генеральный директор Инфолайн И. Федяков изданию АБН: «Если Leroy Merlin примет решение приостановить деятельность в России, мы непременно увидим резкий скачок цен на строительные и отделочные материалы, а также другие товары, представленные на полках магазинов французской компании. Своим уходом Leroy Merlin обнажит конкурентную ситуацию на рынке. Это связано с существенной долей рынка, которую на сегодня занимает компания. Если национальные игроки останутся без конкуренции, они не преминут этим воспользоваться».
Сейчас важнее, чтобы как можно больше компаний продолжали свою деятельность, чтобы оставались рабочие места, люди имели возможность зарабатывать и сохраняли покупательную способность.
В дальнейшем будет происходить усиление позиций российских игроков. Так, например, уже в 2021 году ВсеИнструменты.ру вошли в тройку крупнейших компаний России в DIY, опередив OBI, чему способствовала онлайн-продажа товаров. Напомним, что сеть ВсеИнструменты.ру в 2021 г. увеличила выручку на 59,7% относительно 2020 года — она составила 56,2 млрд. Причем доля online-продаж в выручке достигает 95%.
В последние годы по отдельным видам продукции в DIY-сфере наблюдается тенденция к импортозамещению, особенно это касается оборудования и отделочных материалов. Однако по некоторым позициям до сих пор наблюдается высокая зависимость от импорта, в том числе в сантехнике, электрощитовом оборудовании, лакокрасочных материалах и напольных покрытиях.
Предыдущее исследование: Можем заменить: косметика.