Напомним, что Санкт-Петербург был столицей России и резиденцией российских императоров с 1713 по 1918 год (за вычетом короткого времени правления императора Петра II, когда данный статус ненадолго вернулся к Москве). Лишь в марте 1918-го, опасаясь очередного немецкого наступления, большевики возвратили столицу в первопрестольную.
Впрочем, вернемся на берега Невы. Изначально город именовался Санкт-Питер-Бурх согласно голландскому варианту произношения и написания: Sankt Pieter Burch т.е. «Город Святого Петра». Название «Санкт-Петербург» впервые появилось в официальной российской газете «Ведомости» лишь через два с лишним десятка лет - в июле 1724 года.
Первые десятилетия город напоминал огромную строительную площадку. Чтобы собрать в одно время и в одном месте необходимое количество каменщиков, 20 октября 1714 года Петр Первый издал указ о запрете каменного строительства в России, кроме столичного города Санкт-Петербурга. Расчет государя был следующий: оставшиеся без работы российские каменщики будут вынуждены отправиться на поиски работы на берега Невы. Это позволило новой российской столице в кратчайшие сроки стать вровень со столицами других европейских стран. Подробности этой истории в материале Делового квадрата ЗДЕСЬ.
А теперь небольшой рассказ о Петропавловском соборе, где отличились мастера из Воткинска. Еще в 1756 году его колокольня накренилась из-за удара молнии и возникшего от этого пожара. Работы по её реставрации шли 18 лет, но никому не удавалось восстановить покосившийся шпиль. Лишь в 1830 году это сделал некий Петр Телушкин, притом, без возведения строительных лесов! За это ему была выдана фантастическая по тем временам сумма - 5 тысяч рублей и позволена чарка водки в любом кабаке столицы. Поначалу герой пользовался специально выписанной ему грамотой, а потом ему поставили клеймо на правой стороне подбородка. Когда он заходил в питейное заведение, то известным каждому россиянину жестом показывал на свою привилегию и ему тут же наливали полную чарку водки. Как мы уже сказали, во второй половине 19-го века, когда собору понадобился новый ремонт, умельцы Воткинского завода установили на Петропавловский собор новый, на этот раз позолоченный шпиль высотой 46 метров.
Еще в 1714 году в пригороде Санкт-Петербурга был основан Сестрорецкий оружейный завод – он лишь на 2 года младше завода в Туле и почти на целый век старше нашего, Ижевского. В этом городе много чего было сделано впервые в России. Отсюда вышел самый первый поезд по первой российской железной дороге. Здесь был построен самый первый российский самолет с паровым двигателем, первый бензиновый автомобиль, первый электромобиль, первый электрический трамвай, первая подводная лодка и многое-многое другое.
В наши дни значение Санкт-Петербурга как крепости и арсенала на Неве, предназначенной для отражения нападений соседних государств, несколько снизилось. Теперь этот город является, прежде всего, Культурной столицей России. Ну, а статус главных защитников страны перешел к Ижевску и Воткинску, где делается соответственно 90% всего российского стрелкового оружия и 100% баллистических ядерных ракет…