Идея создания «Фольксвагена» - от немецкого «фольк» (народ) и «ваген» (автомобиль) возникла перед самой Второй мировой войной и заключалась в строительстве крупнейшего в тот момент европейского автозавода. Реализация этого амбициозного проекта была поручена австрийскому инженеру Фердинанду Порше. Работы по созданию «Автограда» в Вольфсбурге начались 26 мая 1938 года, а первый камень в эту стройку был заложен руками самого фюрера…
Нацисты использовали идею создания «народного автомобиля» в целях пропаганды, обещая вскоре дать каждому жителю рейха по машине стоимостью всего в тысячу марок. На объявленный заем откликнулись 336 668 немцев, которые обязались еженедельно вносить по пять марок. В действительности, лишь немногие из них получили машины т.к. до начала войны было собрано всего 210 «Фольксвагенов». Вскоре завод перешел на выполнение военных заказов – армейских джипов и печек из листового металла для солдат на Восточном фронте.
После войны многие прогоревшие на этой авантюре граждане ФРГ подали в суд, который постановил: необходимо внести значительную доплату для приобретения значительно подорожавшего к тому времени автомобиля, либо согласиться на получение ранее внесенной суммы. Как бы то ни было, проект получил развитие - «Фольксваген» по прозвищу «Жук» выпускался с 1938 по 2003 год. В общей сложности было произведено 21 529 464 таких народных автомобиля.
В СССР тоже был подобный проект. Всего через 15 лет после окончания войны - 1 октября 1960 года Запорожский автозавод «Коммунар» приступил к серийному выпуску микролитражки ЗАЗ-965. Первые же машины получили навеки прилепившиеся к ним прозвища: «консервная банка», «рахитик», и, конечно же, «горбатый». Подробный рассказ об этом автомобиле, который изначально должен был стать «Москвичом», читайте в материале Делового квадрата ЗДЕСЬ.