Первое покушение на Владимира Ульянова (Ленина) произошло уже через два месяца после большевистского переворота. Это случилось в Петрограде на улице Фонтанке в первый день 1918 года (по новому стилю – 14 января). В тот день с Лениным в машине «Тюрка-Мери-28» из гаража свергнутого царя Николая Второго ехали его сестренка Мария и гражданин Швейцарии – известный социалист Фриц Платтен. О трагической судьбе этого человека читайте в мини-расследовании Делового квадрата ЗДЕСЬ.
Итак, когда раздались первые выстрелы, тот пригнул голову вождя - предназначавшаяся Ленину пуля ранила Платтена в руку. Еще несколько пуль в нескольких местах продырявили кузов машины. Террористы, а их было 12 человек, скрылись. Оказавшись в эмиграции, они и поведали о подробностях этого покушения, за которое им было обещано вознаграждение в 500 тысяч рублей.
Следующий обстрел ленинской машины произошел уже в Москве 9 июля 1918 года. Тогда по «Тюрке-Мери» неизвестные открыли огонь у Николаевского (теперь Ленинградского) вокзала столицы, но мастерство водителя спасло Ильича и тогда.
Последний случай, в котором фигурирует данный автомобиль, произошел 30 августа 1918 года на заводе Михельсона. После речи на митинге, Ленин направился к машине, взялся за ручку двери, но внезапно раздались 3 выстрела. По этому делу была арестована и казнена 28-летняя эсерка Фани Каплан...
Но есть еще одна история. В Рождественский сочельник - 6 января 1919 года, Ильич отправился за город, чтобы навестить лечившуюся там Н.К. Крупскую. В пять часов вечера вождь выехал из Кремля в «Делонэ-Бельвиле» (модель SMT), который ранее принадлежал Николаю Второму. В машине находился охранник Чабанов. Впрочем, последний едва ли мог быть полноценным телохранителем т.к. держал на коленях бидон с молоком, предназначавшийся для приболевшей Надежды Константиновны.
В тот год снег с московских улиц совсем не убирали, поэтому ехать приходилось по трамвайным путям. Тем не менее, машина с 6-цилиндровым 12-литровым двигателем шла со скоростью всего 40-50 км/ч. Неожиданно перед автомобилем выбежало несколько человек с оружием в руках. Любопытно, что все это происходило буквально поблизости от Сокольнического райсовета и на глазах у многих прохожих (был самый конец рабочего дня, и многие очевидцы данного события шли домой.
Первоначально водитель хотел распугать вооруженных людей угрозой тарана. Но Ленин попросил водителя остановиться. Выполняя приказ всесильного пассажира, шофер остановил машину.
Бандиты открыли двери автомобиля и заорали: «Выходи!». Ленин растерянно поинтересовался: «В чем дело, товарищи?» Один из нападавших, буквально выволок Ильича из машины. В следующую секунду подобная участь постигла остальных пассажиров и водителя. Тогда вождь достал свой кремлевский пропуск и гордо заявил: «Я Ленин. Вот мой документ». Главарь банды схватил пропуск и положил его в карман, даже не посмотрев. Затем из ленинского пальто он вынул бумажник и пистолет системы «Браунинг». Бандит с подельниками спокойно сел в захваченную машину и удалился. Стоявшие вокруг многочисленные зеваки тоже стали расходиться по домам...
Ильич и его спутники укрылась в здании Сокольнического райсовета. Добравшись до телефона, потерпевшие позвонили председателю ЧК Петерсу, а также в Гараж особого назначения (сокращенно ГОН), чтобы оттуда прислали другой автомобиль и вооруженную охрану. Уезжая, Ленин приказал Гилю идти на поиски машины, и без автомобиля не возвращаться. «Делонэ-Бельвиль» был найден в тот же вечер - когда закончился бензин, бандиты просто бросили ее прямо улице. Главаря этой банды удалось выследить и ликвидировать при задержании спустя полгода после этого инцидента.
В 1921–1923 годах Владимир Ленин в основном передвигался на автомобиле всемирно известной британской марки «Роллс-Ройс» 1914 года выпуска. В конце 1920 года для Кремлевского гаража в Риге (в то время это уже была столица независимой Латвии) были закуплено четыре подержанных «Роллс-Ройса». Почему подержанных? Дело не только в меньшей стоимости «юзаных» автомобилей. По заключению инженера гаража по фамилии Надеждин, двоенные машины конструктивно ничем не отличались от послевоенных, однако были более высокого качества...
Помимо обычных автомобилей, на которых Ленин ездил по своим делам, в Кремлевском гараже особого назначения имелся эксклюзивный вездеход «Кегресс». Свое название он получил по имени изобретателя - механика российского императорского гаража Адольфа Кегресса. Вместо задних колес на этой машине были установлены гусеницы, а к передним были прикреплены лыжи. Такое нестандартное для тех лет решение, позволяло автомобилю передвигаться даже по снежной целине. Из этого вездехода Ленин очень любил охотиться зимой на зверей.
Упомянутый «Кегресс» провожал В.И. Ленина в последний путь. Как известно, январь 1924 года выдался необычайно холодным и снежным, поэтому тело вождя пришлось везти из Горок до ближайшей ж/д станции Вышние Горки (ныне – платформа Ленинская) на его любимом вездеходе...