Поэт Луи Арагон и писатель Ромен Роллан, художники Франс Мазерель и Пабло Пикассо восхищались творением Веры Мухиной и называли его «поразительным, современным творением, динамичным воплощением будущего». По всему миру были выпущены серии почтовых марок, значков, открыток и плакатов с изображением этой скульптуры. Павильон СССР получил восторженные отзывы, а скульптура «Рабочий и колхозница» была признана символом триумфа советского искусства, французская пресса окрестила её «величайшим произведением XX века» и воплощением идеи «освобождённого труда».
Между тем, Вера Мухина, прославившая на весь мир русского Рабочего и Колхозницу, имела далеко не пролетарское происхождение. Она родилась Риге в довольно состоятельной купеческой семье. От матери, которая была чистокровной француженкой, девочка унаследовала любовь к иностранным языкам, а отец сумел привить дочери любовь к рисованию.
Детство и молодость Веры Игнатьевны прошли в самых разных городах и странах. После Риги семья прожила целый год в Германии, затем был переезд в Феодосию (Крым), а оттуда в Курск. Во время учебы в Москве с Верой произошел несчастный случай - в трамвайной аварии она получила серьезную травму лица и была вынуждена долго лечиться. После операции начинающая художница уехала в Париж, где совмещала лечение с учебой скульпторе и рисованию.
Наконец, в 1914 году Мухина совершила продолжительную поездку по Италии.
Начавшаяся вскоре мировая война заставила Веру Игнатьевну надолго забыть и об искусстве, и о поездках за рубеж т.к. на протяжении последующих трех лет она работала сестрой милосердия в одном из московских лазаретов.
В начале 20-х годов молодая художница участвовала и побеждала во многих художественных конкурсах. В 1925-м созданная по эскизам В. И. Мухиной коллекция женской одежды была удостоена Гран-при на Парижской выставке! А в следующем году, ее двухметровая скульптура «Крестьянка» появилась в Историческом музее в экспозиции, посвященной 10-летию Октября. Впрочем, даже не все искусствоведы знают о том, что этот экспонат является всего лишь авторской копией, поскольку ее оригинал был приобретен итальянским правительством и до сих пор хранится в одном из музеев этой страны.
В 1930 году по ложному доносу был арестован муж Веры Игнатьевны – известный врач Алексей Замков. Вместе с малолетним сыном она поехала вслед за мужем в ссылку, где провела несколько лет своей жизни. Вернуться в столицу ей удалось лишь после личного вмешательства Максима Горького (первую прижизненную статую выдающегося пролетарского писателя В. И. Мухина изваяла еще в 1929 году).
Возвращение в Москву произошло как нельзя кстати: в это время в стране был объявлен конкурс на украшение советского павильона на всемирной Парижской выставке под названием «Искусство, техника и современная жизнь». Мухина предложила украсить павильон фигурами мужчины и женщины, которые держат в руках молот и серп. Любопытно, что натурщиками для этой композиции выступили вовсе не рабочий и колхозница, а артист балета Игорь Басенко и работница «Московского метростроя» откатчица Зоя Мухина (она была всего лишь однофамильцем Веры Игнатьевны).
Из всех поступивших проектов лучшим был признан гипсовый эскиз Веры Мухиной. Оставалось сделать самое главное - изготовить детали скульптуры на одном из московских заводов в натуральную величину. Когда эта грандиозная работа уже подходила к концу, на Мухину поступил «сигнал»: директор завода Тамбовцев сообщал в соответствующие органы о том, что лицо рабочего сделано с портрета… Льва Троцкого! К счастью, этот бредовый донос не помешал осуществлению амбициозного проекта.
Летали скульптуры были из Москвы в Париж отправлены в 28 вагонах. Наиболее громоздкие детали размещались на открытых платформах под брезентом. Во время проезда через Польшу несколько таких фрагментов пришлось разрезать автогеном на отдельные части т.к. они не проходили через железнодорожный тоннель. Из этих деталей предстояло с помощью электросварки собрать 25-метровую композицию весом около 75 тонн (столь большая масса объясняется тем, что она не является пустотелой - под хромо-никелиевыми пластинами находится каркас из стальных балок и ферм. Для выполнения сложнейшей задачи по сборке скульптуры во Францию была командирована целая бригада рабочих и инженеров под руководством В.И. Мухиной.
Помимо неминуемых в таких случаях технических сложностей автор проекта больше всего боялась, что «Рабочий и колхозница» просто потеряются рядом с массивной Эйфелевой башней и не произведут должного впечатления на французскую публику. Следует сказать, что все эти опасения оказались совершенно напрасными – статую ждал поистине сенсационный успех. Борьба за главный приз развернулась между павильонами СССР и Германии, но жюри выставки присудило Большую золотую медаль Вере Мухиной. Ну, а предприимчивые французы моментально растиражировали его в миллионах статуэток, брелков, пепельниц и иных изделий ширпотреба. На какое-то время популярность этой скульптуры сравнялась с той, что имела основная достопримечательность Парижа - Эйфелева башня.
После закрытия Парижской выставки было решено установить прославленную скульптурную группу у малолюдного северного входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (впоследствии она будет переименована в Выставку достижений народного хозяйства, а затем во Всероссийский выставочный центр). Несмотря на явно неудачный выбор нового «места жительства», композиция Веры Мухиной была знакома всем без исключения гражданам Советского Союза, поскольку именно это творение является эмблемой киностудии «Мосфильм».
Комиссар выставки Иван Межлаук и практически все члены рабочей группы, отвечавшие за монтаж павильона СССР и скульптуры «Рабочий и Колхозница», были впоследствии разоблачены как враги советского строя и расстреляны.
Напомним, 5 октября 1943 года в блокадном Ленинграде Вера Мухина, которая известна широкой публике как скульптор-монументалист, разработала дизайн знаменитого граненого стакана.