1. Сергей Ильюшин (1894 – 1977)
Помимо трех таких званий (1941, 1957, 1974), Сергей Владимирович - единственный лауреат целых семи Сталинских премий, Ленинской премии, а также Государственной премии СССР.
Под руководством этого авиаконтруктора были созданы дальние бомбардировщики ДБ-3 (они же Ил-4), которые бомбили Берлин в августе-сентябре 1941 года. Эти машины очень хорошо показаны в фильме «Крылья над Берлином» - рассказ об этом ЗДЕСЬ.
Также он является создателем штурмовика Ил-2, который наши бойцы прозвали «летающим танком», а немцы окрестили его «Чёрная смерть». Это самый массовый самолёт Великой Отечественной войны.
В 1945-м в ОКБ Сергея Ильюшина разработали полностью отечественный самолет Ил-12. Вскоре эта 32-местная винтовая машина вышла на линии и стала выполнять более половины всех почтово-пассажирских перевозок на территории СССР. Ей покорилась самая протяжённая внутренняя авиалиния того времени «Москва - Хабаровск» протяжённостью 7 тысяч километров.
Последние самолёты, спроектированные и построенные С. В. Ильюшиным, это дальнемагистральные пассажирские Ил-18 и Ил-62, которые дебютировали в 1957 и 1963 годах. Благодаря всевозможным усилителям для управления этими лайнерами уже не требовалось больших физических нагрузок, что привело к появлению в рядах гражданских лётчиков представительниц прекрасного пола. В 1962 году в Красноярске начала работать первая в СССР женщина - командир воздушного судна Ираида Вертипрахова. Вначале она стала командиром экипажа турбовинтового Ил-18, а затем освоила и реактивный Ил-62. Со временем весь её экипаж стал чисто женским…
2. Мстислав Келдыш (1911 – 1978)
В оскароносной ленте Джеймса Кэмерона «Титаник» есть такая сцена: престарелая Роза Досен сходит с вертолёта на корабль. Руководитель экспедиции встречает ее со словами: «Добро пожаловать на «Келдыш». На борту российского научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш» (построено в 1980 году в Финляндии) проходили службу глубоководные аппараты «Мир-1» и «Мир-2» (оба также финской постройки 1987 года). Так кто же такой Келдыш?
Это трижды Герой Соцтруда (1956, 1961, 1971). Лауреат двух Сталинских премий и одной Ленинской. В период с 1961 по 1975 год он являлся Президентом Академии наук СССР. Напомним, что это период от полёта Юрия Гагарина до совместной советско-американской экспедиции «Союз-Аполлон».
О Мстиславе Всеволодовиче можно рассказывать очень долго. Мы же приведем только два факта из его биографии:
- Когда руководство ЦАГИ потребовало от своих сотрудников обучиться умению летать на самолётах, успехи Келдыша были столь значительны, что ему предлагали стать профессиональным лётчиком;
- При подготовке запуска первой автоматической станции к Марсу на ней предполагалось разместить аппарат, который должен был определить, есть ли на Марсе вода, а тем самым - возможна ли на этой планете жизнь. Келдыш предложил испытать прибор в земных условиях. Прибор показал, что на Земле нет жизни, после чего был снят, и это дало экономию в 12 кг!
3. Игорь Курчатов (1903 – 1960)
Росскийский и советский физик, «отец» советской атомной бомбы является трижды Героем Соцтруда (1949, 1951, 1954). Главный научный руководитель атомной проблемы в СССР, один из основоположников использования ядерной энергии в мирных целях был лауреатом четырёх Сталинских и одной Ленинской премии.
Любопытно, что в 1911 году Игорь Курчатов пошел в Симбирскую классическую гимназию, где до этого учился Владимир Ульянов (Ленин)!
Во время Великой Отечественной войны Курчатов разрабатывал метод размагничивания кораблей для защиты от магнитных морских мин. В августе 1941 года организовал в Севастополе размагничивание кораблей Черноморского флота. Созданная им вместе с А. П. Александровым «система ЛФТИ» была установлена в годы войны на сотни кораблей и обеспечила их полную защиту от немецких магнитных мин.
После войны возглавляемая Игорем Курчатовым (под кураторством Лаврентия Берии) военная ядерная программа СССР принесла первые плоды: 29 августа 1949 года был произведён взрыв РДС-1 - первой советской атомной бомбы.
Параллельно с решением военных проблем И.В. Курчатов возглавлял решение задач по мирному использованию атомной энергии. Результатом работ коллектива стал запуск 26 июня 1954 года Обнинской АЭС (Калужская область), которая стала первой в мире атомной электростанцией.
4. Андрей Туполев (1888 - 1972)
Это еще один авиаконструктор - трижды Герой Соцтруда (1945, 1957, 1972). Кроме того, он Лауреат четырёх Сталинских, одной Ленинской, а также Государственной премии СССР.
Наиболее амбициозным проектом создания советского пассажирского самолёта в 1934 году стал 8-моторный гигант «Максим Горький». Он же АНТ-20 (аббревиатура означает Андрей Николаевич Туполев). Это детище всемирно известного конструктора могло нести неслыханное по тем временам число пассажиров – целых 64 (это в 2 раза больше, чем у рекордсмена тех лет американского «Дугласа»).
Однако, вершиной советского довоенного авиастроения стал АНТ-25 (он также имел другое название РД - «рекорд дальности»). На этом самолёте было совершено несколько рекордных полётов. АНТ-25 стал первой в мире машиной, совершившей трансполярный перелёт из Москвы через северный полюс в приграничный с Канадой город Ванкувер (штат Вашингтон, США). Подробности дальних перелетов на АНТ-25 под руководством Валерия Чкалова ЗДЕСЬ.
В КБ Андрея Туполева на базе его же бомбардировщика Ту-16 в 1955 году был создан первый советский реактивный лайнер. Для пассажиров тех лет его и крейсерская скорость и вместимость салона казалась фантастикой: у винтовых машин того времени она была около 300 км/ч, а реактивный Ту-104 выдавал в 2,5 раза больше – 800 км/ч! Если Ил-12 и Ли-2 (копия американского «Дугласа») брали на борт около 30 человек, то в салоне Ту-104 могли разместиться уже 115 пассажиров. А в его пилотской кабине находилось целых 5 человек: командир воздушного судна (КВС), второй пилот, штурман, бортинженер и радист.
Благодаря появлению Ту-104 был запущен первый в истории авиации трансевропейский беспосадочный рейс «Москва – Париж». Самолёты французской компании «Эйр Франс» (американские «Локхиды») были вынуждены делать на этом маршруте промежуточную посадку в Варшаве.
5. Никита Хрущев (1894 – 1971)
Наряду с Михаилом Горбачёвым и Георгием Маленковым, это один из трёх советских руководителей, покинувших пост не в результате смерти. К тому же, Никита Сергеевич - еще и трижды Герой Соцтруда (1954, 1957, 1961).
Первую звезду он получил «в связи с 60-летним юбилеем заслуги перед Советским государством». Вторую - за «выдающиеся заслуги в разработке и осуществлении мероприятий по освоению целинных и залежных земель». Третью - за «выдающиеся заслуги в руководстве по созданию и развитию ракетной промышленности, науки и техники и успешном осуществлении первого в мире космического полёта советского человека на корабле-спутнике «Восток», открывшего новую эру в освоении космоса».
Любопытно, что последнюю из трех перечисленных медалей ему вручал Леонид Брежнев (в то время – председатель Президиума Верховного Совета СССР), который через 3 года займет пост Хрущева после отстранения его от власти…
Последнее награждение золотыми звездами «Серп и молот» состоялось 21 декабря 1991 года. К сожалению, в это время Советский Союз распался – сначала на 15, а на сегодня распад дошел уже до 20 государств. Тогда же, в самом конце 1991-го, это звание было упразднено вместе с наградной системой СССР.