Особенностью города Киева является холмистый рельеф, что доставляло в своё время массу проблем для трамвая на конной тяге. Для решения создавшейся проблемы известный инженер А. Е. Струве предложил властям Киева построить электрический трамвай. В 1889 году городская управа подписала со Струве договор о строительстве «городских железных дорог», а уже в следующем году был составлен проект линии через Александровсикй спуск (ныне это Владимирский спуск) - то есть там, где находится наиболее крутой перепад высот на территории Киева.
Оба вагона для этой линии были изготовлены на Коломенском заводе под Москвой. Конструкция первых российских трамваев была разработана инженером С. И. Лаптевым. Вагоны имели ручной и электрический тормоза и оснащались двумя 20-киловаттными двигателями постоянного тока. Их салоны 6,7 м длиной и 2,3 м шириной были рассчитаны на 11 сидячих и 23 стоящих пассажира.
После пробного пуска трамвая одна из городских газет писала: «Вагон шёл вверх и вниз по крутой горе вполне удовлетворительно и мог останавливаться без всяких затруднений в разных пунктах уклона». Перевозить пассажиров киевская «электричка» начала 1-го (по новому стилю 13-го) июня того же года и стала своеобразным аттракционом – многие горожане и гости Киева катались на трамвае просто ради забавы.
В наши дни киевский трамвай – это 230 км путей, где проложен 21 маршрут по которым курсируют 467 вагонов – почти половина из них это чешская «Татра» Т-3 (только такие вагоны ходят на 1-м маршруте города Ижевска). Стоимость одной поездки составляет 8 гривен или чуть более 16 рублей.
Напомним, Ижевск стал вторым городом СССР с полностью чешским парком трамваев. А какой город в том же 1973 году был первым в этом списке? И это не Москва, не Ленинград и не столица какой-либо союзной республики. Ответ на этот вопрос ЗДЕСЬ.