Накануне этого дня какой-то молодой человек в штатском под видом отдыхающего заходил в аптеки и, жалуясь на бессонницу, скупал снотворное. Им был 28-летний военный летчик Александр Зуев, которому в ночь с 19 на 20 мая предстояло заступить на очередное дежурство. Вечером он самолично испек торт и начинил его купленными в аптеках порошками. Придя на аэродром, Зуев объявил сослуживцам, что жена родила ему сына (на самом деле, это произошло несколькими днями позже), а потому необходимо отметить это событие. Лишь двое не попробовали праздничного торта: солдат-часовой и командир эскадрильи, который готовил документацию к намеченным на утро полетам. У остальных семерых человек отравление снотворным было столь сильным, что их пришлось откачивать в реанимационном отделении местной больницы.
Убедившись в том, что дежурная смена нейтрализована, наш герой перерезал кабели сигнализации и связи. Последним препятствием на его пути стал часовой, который стоял на посту у площадки с самолетами и отказался пропустить капитана. Тогда Зуев выхватил табельный пистолет и ранил солдата в ногу. Поскольку истребители дежурного звена всегда стоят с заправленными баками и в полной готовности, преступнику удалось запустить двигатели одного из самолетов и взять курс на Турцию. Пролетая над аэродромом, беглец задумал расстрелять остальные машины из бортовой авиапушки, но к счастью, он забыл нужную комбинацию цифр и не смог снять ее блокировки. А когда он увидел, что по взлетной полосе уже движется истребитель командира эскадрильи, то поспешил взять курс на Турцию.
После приземления территории соседнего государства Зуев на ломаном английском заявил окружившим его военным: «Я – американец!» и попросил передать его представителям США. Турки, разумеется, очень гуманно обошлись с советским капитаном и отказались выдать его СССР. Однако, не желая портить отношения с нашей страной, они уже через двое суток вернули угнанный самолет. Вернули, несмотря на настойчивые просьбы американцев передать его на одну из находящихся в Турции американских военных баз. В то время МиГ-29 являлся действительно уникальной машиной – доселе ни один самолет не выполнял такую фигуру как «колокол», что позволяло ему на несколько минут исчезать с экранов радаров…
Зуеву было немедленно предоставлено политическое убежище в США и Пентагон заключил с ним контракт на «оказание консультационных услуг». Консультируя своих благодетелей, он рассказал обо всех сильных и слабых сторонах новейшего советского истребителя. Во время «Бури в пустыне» американцам вовсе не понадобилось вести в Ираке воздушные бои, поскольку к тому времени они научились выводить из строя электронные системы МиГ-29, что превращало эту грозную машину в практически никчемный кусок металла.
Точку в биографии Александра Зуева поставила катастрофа частного одномоторного самолета, произошедшая летом 2001 года неподалеку от американского города Сиэтл. Через 12 лет после своего бегства с Родины бывший капитан советских ВВС покинул и этот мир.
При случае мы обязательно расскажем вам о том, чем еще был хорош советский истребитель МиГ-29. Благо поводов для этого в течение года более чем предостаточно…
Напомним, 6 сентября 1976 года с аэродрома Чугуевка (Приморский край) Виктор Беленко совершил угон вверенного ему самолета МиГ-25П, посадив его на японском острове Хоккайдо.