В Правительстве Удмуртии отметили, что главная задача этой работы - обеспечить в республике проезжие и безопасные дороги.
В 2017 году показатель нормативных дорог в Ижевской агломерации достигал всего 46%, к 2021 году фактическое значение уже 73% — приближается к ожидаемым 85% к 2030-му году. По нацпроекту работы ведутся комплексно. Помимо ремонта проезжей части, дорожники ремонтируют тротуары и парковки, а также обустраивают площадки к пешеходным переходам.
Принципиальные изменения и решения, принятые главой Удмуртии, за последние годы
1. 2017 год. Специалисты провели анализ состояния дорожной сети. Выявили 62 кричащих объекта — это непроезжие дороги, по которым во время распутицы добраться невозможно. В деревнях и селах, куда ведут эти дороги, живет более 20 тысяч человек. С 2018 года программа стартовала. Впоследствии этот список расширялся. Программа сейчас называется «Опорный план дорожной деятельности». Всего за последние 4 года по ней отремонтировано 93 участка, протяженность составила около 300 км. Работы продолжаются, в планах этого года — еще 5 участков, протяженностью более 20 км. Наиболее проблемные участки, с которыми работали, расположены в северных районах Удмуртии. Это такие дороги как Балезино-Сергино, Кез-Кулига-Карсовай, Старые Зятцы-Узи. К главе именно по этим объектам было больше всего обращений.
2. 2018 год. Уникальный проект «Глазов», который реализовали в рамках соглашения Правительства с ГК «Росатом». Дорожный фонд города был увеличен с 40 до 422 млн рублей. В итоге в северной столице были отремонтированы 52 участка автодорог. Дополнительно отсыпаны грунтовые дороги — 58 участков протяженностью 23 км.
3. 2020 год впервые приступили к большим ремонтным работам тротуаров. Стартовала программа «Пешеходный Ижевск». За два года (2020-2021) отремонтировали 64 тротуара протяженностью почти 50 км. Таких колоссальных работ в республике никогда не проводилось. В этом же году к приемкам дорог Ижевска подключились представители общественной организации «Благо». Маломобильные граждане проверяют, насколько ремонт тротуаров, пешеходных переходов соответствует понятию «доступная среда». С прошлого года к общественным проверкам присоединились и люди с проблемами зрения. На рабочих комиссиях представители Общества слепых проходят по всей протяженности участка ремонта. Если необходимо, то делают замечания по укладке тактильной плитки, по сигнальной разметке, по планировке газона вдоль бортового камня и т. д. Все замечания подрядчики устраняют до приемки.
4. В 2021 году в Удмуртии был объявлен главой Годом села. Всего отремонтировано 35 объектов. Если говорить про ремонт сельских дорог по всем программам, то общее финансирование на работы составило 2,3 млрд рублей. В Завьяловском районе впервые за всю историю тут отремонтировали более 27 объектов. В текущем дорожном сезоне по БКД в ремонте 20 объектов. Это крайне важно, Завьяловский район ввиду близости к столице республики самый густонаселенный. Он активно развивается, застраивается, и дороги, очевидно здесь очень нужны.
5. 2021 год. Главой Удмуртии было принято решение об увеличении доли от акцизов на нефтепродукты, которая остается в муниципалитетах, с 10 до 20%, если говорить в рублях, то это почти 900 млн рублей против прежних 407 млн. Также в прошлом году Ижевску дополнительно направили 100 млн рублей, на которые было отремонтировано более 100 км тротуаров. Всего же, в рамках субсидий муниципальным округам в 2021-м выделено — 1,6 млрд рублей.
Значимые дорожные объекты
- Реконструкция автодороги Орловский - граница Кировской области. Работы были разделены на 4 пусковых комплекса, в ноябре 2020 года сдан последний участок. Ранее дорога была в грунтовом исполнении и по ней проезд был затруднен, теперь вся дорога имеет асфальтобетонное покрытие.
- Реконструкция автодороги Сарапул - Воткинск. Работы на объекте шли в два этапа: 3,2 км дорожники сделали в 2019 году, 3,7 км – в 2020. Дорога разгрузила трафик двух интенсивных автодорог Ижевск-Сарапул и Ижевск- Воткинск. Благодаря реконструкции у жителей появилась возможность добраться из Воткинска в Сарапул, и обратно, не заезжая в Ижевск.
- Реконструкция автодороги Воткинск - Черная. Изначально дорога была гравийная. Ее поддерживали, проводили подсыпку и грейдирование покрытия. Теперь на протяжении 21 километрового участка на дороге уложен новый асфальт.
- Реконструкция мостовых сооружений. Стометровый мостовой переход через реку Чепца на автомобильной дороге Балезино – Сергино. Путепровод в Сарапуле через железнодорожные пути по ул. Гончарова.
Качество дорог
В Ижевске в 2021 году мы отремонтировали тротуары протяженностью более 34 км. На них в текущем году поступили жалобы от жителей. Ситуацию сразу же взяли на контроль. Как оказалось, была бракованная партия брусчатки. Пример: Либкнехта-Воровского. Поставщик признает свою ошибку и поэтому все исправит за свой счет.
Также наиболее обсуждаемым объектом стала региональная автодорога Бураново-Киясово. Она отремонтирована в 2021 году. В ходе работ подрядчиком было обновлено 7,9 км дорожного полотна. В феврале специалисты выявили нарушения. На сегодняшний день проведен ряд исследований, в том числе, повторно взяты керны. Несмотря на состояние дороги, керны соответствуют всем физико-механическим свойствам. То есть, вероятная причина — в качестве материала. Хотя и материалы прошли проверку. В любом случае, вопрос на контроле правительства и будет приниматься кардинальное решение о проведении ремонта на данном объекте.
Такие ситуации в Удмуртии единичные, но они есть, поэтому с каждым годом правительство региона усиливает контроль за ремонтными работами.
Для этого ранее существовала пятиступенчатая система контроля. В прошлом году добавилась еще одна ступень — РОСДОРНИ. В текущем дорожном сезоне к контролю проверок присоединяется седьмая ступень – ФКУ «Прикамье».
Семиступенчатый контроль качества в Удмуртии включает в себя:
1. Операционный контроль подрядчика (100% измерений и испытаний).
2. Независимый строительный контроль (не менее 20% измерений и испытаний).
3. Контроль заказчика (не менее 20% измерений и испытаний).
4. Контроль общественных организаций.
5. Контроль Миндортранс УР (не менее 5% измерений и испытаний).
6. РОСДОРНИ.
7. ФКУ «Прикамье».
Продолжается и системный контроль за состоянием региональной автодорожной сети. Проверка объектов, находящихся в гарантийном периоде — неотъемлемая часть такого контроля. Снижение количества брака наблюдается стабильно с 2018 года. Так при производстве работ в 2018 году, по отношению к 2017 году, процент брака подрядчиков снизился на 6%, в 2019 на 13%, в 2020 году — на 28%, в 2021 году — порядка 30%.
В 2022 году на контроле примерно 900 объектов. Что касается дефектов, то в
основном продольные и поперечные трещины, а в городах есть к смотровым
колодцам. Устранять дефекты подрядчики будут до 1 июля.