Постановление о создании столичного метрополитена было принято 20 марта 1933 года, а всего лишь через 2 года и 2 месяца открылось движение от станции «Парк культуры» до «Сокольников».
Так называемая «красная» линия московского метро (она обозначена на схемах красным цветом) была построена в рекордный даже для того времени срок. На возведении этого грандиозного объекта протяженностью чуть более 11 километров с 13-ю станциями работали более 100 тысяч человек. Ради метрополитена было снесено множество объектов культурного наследия, в том числе 11 церквей. Перед строителями была поставлена задача превратить метро во «Дворец для трудящихся». Для этой цели им было отпущено более 500 тонн гранита и мрамора, а также 200 килограммов драгоценных металлов!
Метрополитен предполагалось открыть в день праздника 1 мая, но на пробном прогоне из-за неисправности светофора поезд простоял в туннеле полчаса. Одним из пассажиров этого поезда был Иосиф Сталин, который распорядился устранить все недостатки и дал на это срок две недели.
В первый день работы Московский метрополитен имени Лазаря Кагановича перевез 285 593 человека. Стоимость проезда составляла 50 копеек и оставалась неизменной (с учетом деноминации 1961 года) в течение целых 56 лет!
Любопытно, что в октябре 1945 года в СССР было доставлено 120 вагонов берлинского метро, которые значительно пополнили парк столичного метрополитена (в меньшей степени - Ленинградского), которые доселе целиком состояли из вагонов Мытищинского вагоностроительного завода...
Изначально в метро не было никаких турникетов - для оплаты проезда служили картонные билеты, которые действовали в течение 35 минут с момента покупки. В 1952 году в московской подземке были установлены первые турникеты с поворотной крестовиной, а к началу 1960-х годов их вытеснили автоматы, основанные на принципе свободного прохода.
На сегодня столичное метро – это ровно 250 станций, 436 километров путей, почти 6 тысяч вагонов и 2,6 миллиарда пассажиров в год. По данному показателю самую старую и наиболее развитую подземку нашей страны обгоняют уже пять городов мира. Это Пекин, Токио, Шанхай, Сеул и Гуанчжоу.
Ввиду более чем бурного развития метрополитенов во множестве городов Китая, процесс опускания московского метро в мировом рейтинге будет неуклонно продолжаться. Почти нет сомнения в том, что еще до конца этого десятилетия в первой десятке самых загруженных подземок мира останутся одни только азиатские города…
Напомним, строительство самой первой подземки в Лондоне вела компания «Метрополитен», отчего новый вид транспорта и получил во всем мире название «метро». Сами лондонцы прозвали его tube (труба), хотя официально ее также именуют также «Public subway (Общественная подземная дорога)» или «Underground (подземка)».