Известно, что вся авиатехника ХХ века сначала создавалась для нужд военных, а уже потом её адаптировали под гражданские нужды. А вот с четырёхмоторным самолётом «Илья Муромец» произошло всё с точностью до наоборот. Игорь Сикорский изначально задумал и в 1913 году построил его не как военную, а пассажирскую машину.
Его пилотская кабина впервые в России получила остекление. На «Муромце» имелось электрическое освещение и отопление салона - для этого использовалось тепло от выхлопных газов четырёх двигателей! В хвостовой части для обшивки деревянного фюзеляжа применялось начавшее устаревать к тому времени полотно, тогда как в носовой части ему на смену пришел гораздо более прогрессивный материал - берёзовая фанера...
На этой машине русские лётчики поставили сразу несколько рекордов. Так, 12 февраля 1914 года сам конструктор поднял в воздух целых 16 человек и собаку - общий вес «полезного груза» составил почти 1,3 тонны. Однако, для пассажирских перевозок этот самолёт так и не успели использовать. Как уже было сказано выше, в мае 1914-го, то есть, перед Первой мировой войной самый первый экземпляр «Муромца», переделали в гидроплан (самолёт для взлёта и посадки исключительно на воду).
К великому сожалению, этот поистине уникальный гидросамолёт был уничтожен из-за обычной …неразберихи. А дело было так: на третий день войны в открытом море у острова Эзель (он же Сааремаа) были обнаружены неизвестные корабли, которые посчитали неприятельскими. И тогда экипаж «Ильи Муромца» попытался вылететь с острова. Поскольку моторы никак не запускались, гидросамолёт было решено уничтожить. Любопытно, что это - тот самый эстонский остров, являющийся местом действия идущей сейчас в кинотеатрах картины «Крылья над Берлином», главную роль в которой исполнил ижевчанин Сергей Гилёв.
Позднее из самолётов «Илья Муромец» будет сформирована первая в мире бомбардировочная эскадрилья. В память об этом событии 23 декабря в нашей стране ежегодно отмечается День дальней авиации. Но, как говорится в таких случаях, это уже совсем другая история…