В тот день капитан Красной Армии Якушев выехал на разведку на территорию западной Чехии, занятой в то время американскими войсками. В атмосфере всеобщего ликования первых дней после капитуляции рейха союзники очень хорошо относились друг к другу, а потому подобные поездки не были редкостью. Вскоре наши разведчики догнали и остановили колонну легковых машин, в которой находился штаб Русской освободительной армии (РОА). Любопытно, что, увидев человека в советской генеральской форме без погон, Якушев машинально обратился к нему «Товарищ генерал!» Впрочем, капитан моментально смекнул, что имеет шанс отличиться, если привезет командующего РОА в расположение советских войск. Свидетелями этой сцены были несколько власовских офицеров, да американские солдаты, которые никак не препятствовали действиям Якушева.
Согласно протоколу обыска у задержанного была изъята книжка военнослужащего РОА, удостоверение личности генерал-лейтенанта РККА и партийный билет члена ВКП(б) № 2123998 на имя А. А. Власова. Кроме того, изъяли более 30 тысяч рейхсмарок, золотой нательный крест и обручальное кольцо, которое было надето ровно месяц назад во время бракосочетания с фрау Биленберг. Впоследствии она пыталась выхлопотать себе пенсию вдовы генерал-полковника вооруженных сил Германии. Однако выяснилось, что пенсия ей не положена т.к. ее супруг Власов не состоял в штате вермахта, а считался главнокомандующим союзной армии. Подробнее об этой свадьбе в материале Делового квадрата ЗДЕСЬ.
Впрочем, мы сильно забежали вперед и нужно вернуться к началу этой истории. Итак, 14 июля 1942 года германское радио передало сенсационную новость: «В ходе очистки волховского котла обнаружен в своем убежище и взят в плен советский генерал-лейтенант Власов». Тем не менее, вплоть до 24 июля (когда пленник давным-давно уже находился в Германии) по приказу из Москвы в район исчезновения Власова забрасывали десятки парашютистов с заданием во что бы то ни стало разыскать пропавшего командарма. Почти все разведчики погибли в немецком тылу, так и не узнав о том, что их посылали на задание лишь из-за неверия Ставки в возможность пленения молодого и перспективного генерала.
Согласно приказу Верховного главнокомандующего № 270 от 16 августа 1941 года, все сдавшиеся в плен офицеры высшего командного состава РККА рассматривались как изменники, а их семьи подлежали аресту. Генерал-лейтенант Власов знал о существовании этого приказа и хорошо понимал его последствия для своих родных и близких. Но вот какая штука: сохрани он в плену верность воинской присяге, в этом случае для потомков осталось бы как минимум честное имя Андрея Андреевича Власова. Ведь всем известно о подвиге генерал-лейтенанта Дмитрия Михайловича Карбышева, замученного фашистами в лагере Маутхаузен. Есть в нашей истории и генерал-лейтенант Михаил Федорович Лукин, который почти всю войну провел в немецком плену, остался жив, вернулся на Родину и лишь в 1993 году его мужество было вознаграждено Звездой Героя (посмертно). А ведь и Карбышев, и Лукин, и еще 66 не сломавшихся пленных советских генералов, тоже были уверены, что приказ № 270 навсегда ставит позорное клеймо на их биографию. Но почему-то не предали и не стали служить врагу…
Историки до сих пор ломают копья, почему работу по объединению русскоязычных солдат вермахта под знаменами Русской освободительной армии (РОА) возглавил не кто-то другой, а именно Власов при том, что немцам согласились служить еще 11 пленных советских генералов. Вероятно, для описания феномена Власова точнее всего подходит то, что ныне называют модным словом «харизма» и при этом все личные качества этого человека необходимо помножить на его огромное честолюбие. Оно-то и нарисовало в воображении Андрея Андреевича картину, в которой его движение становится третьей великой силой (помимо большевизма и нацизма). И, хотя форма, которую носили власовцы, действительно отличалась и от немецкой, и от советской, эта якобы «русская» армия находилась исключительно на германском довольствии.
Любопытно, что РОА приняла участие в боях с немцами во время Пражского восстания. Дело в том, что в начале мая 1-я дивизия РОА стояла в нескольких километрах к юго-западу от Праги. В эти дни в городе вспыхнуло народное восстание, участники которого без особых усилий перестреляли малочисленный гарнизон гитлеровцев. Однако, с севера к Праге отступали части СС, получившие приказ наказать восставших и разрушить город. Тогда чехи обратились за помощью к командиру вышеназванной дивизии РОА С. К. Буняченко, который и отдал приказ выступить на помощь повстанцам. Эта атака была столь стремительной, что эсэсовцы спешно покинули Прагу, так и не выполнив приказ о ее разрушении. Погибшие в том бою солдаты и офицеры РОА были похоронены как герои на Ольшанском кладбище чешской столицы. Однако, даже этот отчаянный шаг не помог никому из соратников Власова заслужить прощение.
Во многих публикациях можно прочесть о том, что сам Власов якобы бросил своих подчиненных на произвол судьбы и пытался бежать с новой женой к американцам. При всем нашем презрении к этому человеку, необходимо признать, что это утверждение совершенно не соответствует истине. Один из сподвижников генерала действительно предлагал ему сесть в приготовленный самолет и по подложным документам перебраться в Испанию. Но Власов с негодованием отверг этот план.
Несмотря на то, что американцы разоружили армию Власова, в плен ее брать не стали на том основании, что РОА находилась на территории, которая должна отойти к советской зоне оккупации. В течение месяца все солдаты и офицеры РОА были отправлены в СССР. Что касается самого генерала Власова, он оказался в Москве уже на шестой день после Победы. Ну, а 1 августа 1946 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила А.А. Власова и 11 его ближайших сподвижников к высшей мере наказания - смертной казни через повешение…