Первый грузовой поезд по этому тоннелю прошел в июне 1994 года - на нем из туманного Альбиона в материковую Европу доставили машины британских марок, предназначенные для итальянских покупателей. В полном объеме эксплуатация Евротоннеля для скоростных поездов между Лондоном и Парижем началась лишь 14 ноябрятого же года.
Собственно подземный путь диной 50,5 километров состоит из трех тоннелей - двух основных, имеющих рельсы для движения поездов, и одного небольшого - служебного. Ежедневно по этой линии курсируют поезда четырех типов - от грузовых до высокоскоростных пассажирских, которые преодолевают тоннель за 20-35 минут.
В наши дни 430-километровая железнодорожная магистраль позволяет добраться из Лондона в Париж (и наоборот) всего за 2 часа 15 минут. По территории Великобритании и Франции поезда идут со скоростью 300 км/час, однако в туннеле снижают скорость до 160 км/час. Ежегодно через данную артерию проезжает до 9 млн пассажиров и более 3 млн единиц автотранспорта.
Любопытно, что, несмотря на более чем внушительный трафик, данное сооружение до сих пор не окупилось. Смета его строительства превысила первоначальную стоимость вдвое и составила почти 10 миллиардов фунтов, причем в первый год эксплуатации тоннеля убытки составили около 1 миллиарда фунтов. А еще то, что в Евротоннеле действует левостороннее движение (см. фото в самом верху и схему внизу), то есть, поезда идут так, как ездят автомобили на территории Великобритании.
Следует сказать, что дорога для конных экипажей под землей могла связать Британию с Европой еще более 200 лет назад, однако власти островного государства долгое время тормозили данный проект, опасаясь военного вторжения с материка. В 1963 году Великобритания и Франция, наконец, пришли к договоренности о строительстве тоннеля под проливом Ла-Манш.
В 1986 году был подписан договор о совместной реализации проекта. Он предусматривал прокладку тоннеля на глубине от 40 до 50 метров под дном пролива. Было решено соединить тоннелем британский портовый город Дувр с французским портом Кале. Таким образом, железная дорога прошла примерно по тому же маршруту, где на протяжении многих веков курсировали корабли из Англии во Францию и обратно (см. прилагаемую схему внизу).
Британцы приступили к проходке со своего берега 15 декабря 1987 года, а французы последовали за ними лишь 28 февраля 1988 года. Вследствие различной конструкции машин и условий работы британские проходческие машины в среднем прорывали по 150 метров в неделю, тогда как французские – лишь по 110 метров. В общей сложности строители извлекли из-под Ла-Манша свыше 8 млн кубометров грунта.
Наконец, 1 декабря 1990 года проходчики двух стран – британец Грэм Фэгг и француз Филипп Козетт встретились в намеченной заранее точке под дном Ла-Манша в 22,3 км от британского берега и в 15,6 км от французского. Но до открытия движения по тоннелю оставалось долгих три с половиной года. Строителям еще предстояло сделать отделку стен, путейцам - уложить рельсы, а электрикам – установить контактный провод. Но, как говорится в китайской пословице «Любая, даже самая длинная дорога, начинается с одного первого шага»…