В марте 1917 года насквозь прогнившая монархия в России была свергнута. В борьбу за власть в стране тотчас включились две силы: Временный комитет Государственной Думы и Петроградский Совет. В этом противостоянии Александр Керенский сориентировался очень быстро – он стал помощником председателя исполкома Петросовета и вскоре был рекомендован на пост министра юстиции России. Работу в новой должности он начал с явно «пиаровской» акции – входя в министерство, он поздоровался за руку со швейцаром!
Впрочем, находясь на этом посту, А.Ф. Керенский наделал и много реальных дел: он провел всеобщую амнистию политзаключенных, отменил смертную казнь и запретил наказания в тюрьмах. В день отмены сметной казни в Кронштадте произошла ужасная резня: матросы сбрасывали своих командиров в ледяную воду, вешали и били офицеров кувалдами по головам. Впрочем, все это было только прологом к тому беспределу второй половины 1917-го, когда на улицах российских городов людей станут грабить и убивать прямо среди бела дня.
5 мая 1917 года Александр Керенский занял пост военно-морского министра. В это время он часто ездил по фронтам, однако остановить разложение армии ему так и не удалось. Однако, благодаря умению выступать перед массами, Керенский на какое-то время завоевал огромную популярность. А спустя всего два месяца, 8 июля, 36-летний политик был назначен министром-председателем т.е. главой Временно правительства России.
Чтобы хоть как-то совладать с надвигающимся хаосом, Керенскому пришлось согласиться на восстановление недавно отмененной смертной казни. Но к тому времени джин уже вылетел из бутылки: армия находилась под неограниченным влиянием большевистских пропагандистов (психологи называют подобный процесс «эффектом присоединения к сильному большинству»). Осенью 1917-го во всем Петрограде нашлось только одно подразделение, сохранившее верность Временному правительству – «Вятский женский батальон смерти» под командованием Марии Бочкаревой.
После октябрьского переворота Керенский в течение сорока дней скрывался в лесах неподалеку от финской границы – примерно в тех же местах, где еще недавно жил в шалаше В.И. Ленин. О главе свергнутого Временного правительства новая власть распустила байку, будто бы тот бежал из Зимнего Дворца в… женском платье. Любопытно, что факт бегства в переодетом виде (но не в женской одежде) в биографии Керенского все-таки был – в июне 1918 года он спешно выехал за пределы России в форме офицера сербской армии.
Покинув Россию, Александр Федорович обосновался в Париже, где редактировал иммигрантскую газету «Дни». В 1940-м перед самым захватом Франции немцами он перебрался в США. В Америке он все так же активно занимался общественной деятельностью: писал статьи и книги, выступал с лекциями и т.д. До самой смерти (он немного не дотянул до своего 90-летнего юбилея) Керенский отказывался принять гражданство какой-нибудь западной страны и упорно жил с паспортом давно несуществующего государства. К слову, это постоянно создавало проблемы при поездах из одной страны Западного мира в другую.
Последние годы жизни бывшего российского премьера прошли в бедности. Когда Керенский был вывезен родственниками в Лондон и помещен в дом престарелых, он получил предложение продать свой архив на аукционе. Чтобы подогреть интерес покупателей к этим бумагам они были выставлены «в темную», то есть с условием вскрыть покупку только после смерти хозяина. Вырученные на аукционе 100 тысяч долларов позволили Александру Федоровичу вернуться в Нью-Йорк и какое-то время пожить там, что называется, на широкую ногу.
Весной 1970 года А.Ф. Керенский впал в глубокую депрессию. Ее причиной стали неудачный роман с женщиной, которая была вдвое моложе нашего героя. А с другой стороны, организованные в СССР помпезные торжества по поводу 100-летия со дня рождения ненавистного земляка – Владимира Ульянова (Ленина). В эти самые дни Керенский просил дать ему яд. Когда врачи и близкие отказались это сделать, он попросту перестал принимать пищу. Александр Федорович скончался 11 июня 1970 года и был похоронен в Лондоне – там, где жил один из его сыновей.
В одном из своих последних интервью А.Ф. Керенский с горечью изрек: «Если бы в 1917-м существовало телевидение, то я бы никогда не проиграл власть». Данный тезис представляется более чем сомнительным. Достаточно вспомнить, как в 1991 году телевидение не сумело удержать у власти реформатора Михаила Горбачева и возвысило сторонника еще более радикальных реформ – Бориса Ельцина.
Напомним, этот человек имеет множество общего с В.И. Лениным. Судите сами: он родился в городе Симбирске (ныне Ульяновске), в его метрике стояла дата рождения 22 апреля. Он получил диплом юриста и, активно занимаясь общественной деятельностью, сделался первым лицом российского государства. Первую часть истории жизни Александра Керенского читайте ЗДЕСЬ.