Надо сказать, что комиссия по выбору лучшей конструкции магазинной винтовки для перевооружения нашей армии работала в течение целых семи (!) лет , рассмотрев более 150 иностранных и отечественных систем. Основная борьба на победу в этом конкурсе развернулась между бельгийцем Леоном Наганом и конструктором Тульского оружейного завода Сергеем Ивановичем Мосиным. Комиссия посчитала, что русская «трехлинейка» имеет более простое устройство и будет дешевле в производстве.
Название этого изделия означает всего лишь его калибр (внутренний диаметр ствола или, если угодно, пули). Дело в том, что линия – это старинная русская мера длины в 1/10 дюйма (или 2,54 мм.), следовательно, «трехлинейкой» можно называть любое оружие, у которого диаметр ствола составляет 7,62 мм.
Мосинская винтовка состояла на вооружении российской армии на протяжении целых 55 лет. Ее производство было налажено на Тульском, Сестрорецком и Ижевском оружейных заводах. Кроме того, до 1940 года эту винтовку выпускали в Финляндии, Польше, а также по заказу России - в США и во Франции.
Однако, больше половины от общего числа всех когда-либо изготовленных трехлинеек приходится на Ижевск. Так, в годы первой мировой войны в нашем городе ежесуточно выпускалось до 2200 единиц данного изделия, а в Великую Отечественную эту цифру удалось увеличить от трех до пяти раз. Достаточно сказать, что производимыми в Ижевске винтовками каждый день вооружалась одна стрелковая дивизия Красной Армии. По штатному расписанию августа 1941 года такая дивизия РККА имела численность в 11 447 человек - из них винтовки полагались 8 8844 бойцам - остальные были вооружены пулеметами, автоматами, пистолетами ТТ либо револьверами Нагана.
В общей сложности, за 1941-1945 годы ижевские оружейники дали фронту 11 миллионов 145 тысяч трехлинеек. Это больше, чем произвели стрелкового оружия за это же время все вместе оружейные заводы фашисткой Германии…