По информации организации, почти каждый опрошенный россиянин (98%) в течение последних двух месяцев замечал рост цен на какие-либо товары. Что важно, 76% характеризуют повышение стоимости как интенсивное, 23% — как умеренное, и лишь 1% — едва заметное. При этом чем ниже доход респондентов, тем чаще они отмечали интенсивность роста цен — 80% опрошенных с ежемесячным доходом до 20 000 рублей против 69% среди тех, кто получает более 70 000 рублей.
Абсолютное большинство респондентов (89%) заметили повышение стоимости продуктов, 69% — предметов гигиены и косметики, 67% — бытовой химии, 65% — медикаментов, 64% — бытовой техники. Более половины (54%) сообщили о росте цен на электронику, 53% — на одежду и обувь, 52% — автомобили и автотовары, и 50% — материалы для стройки и ремонта.
Также в целом 56% опрошенных в последние два месяца сталкивались с дефицитом привычных товаров, причем жители мегаполисов сообщали об этом несколько чаще — 59% против 50% респондентов из населенных пунктов, где проживают менее 20 тысяч человек. Чаще всего о дефиците товаров говорили респонденты из Приволжского федерального округа (64%), а реже всего — жители Сибири (48%).
Среди респондентов, заметивших нехватку каких-либо товаров, 72% сообщили о дефиците продуктов. Несколько меньше респондентов (49%) заметили недостаток медикаментов, 48% — предметов гигиены и косметики, 39% — бытовой химии. Около четверти (23%) отмечают нехватку одежды и обуви, тоже 23% — продукции для животных, 19% — канцелярии. Кроме того, 18% сообщили о дефиците автомобилей и сопутствующих товаров, 16% — бытовой техники, и 15% — электроники.
Специалисты спросили у россиян, отмечающих рост цен или дефицит товаров, как изменения на рынке сказываются на их потребительских привычках. Так, 60% стали чаще обращать внимание на акции и скидки, 56% перешли на товары с низкими ценами, 41% отказались от крупных приобретений. Также 36% стали в целом реже совершать покупки, 34% — реже приобретать отдельные категории товаров, 18% — чаще закупаться впрок, а 16% отказались от некоторых товаров повседневного спроса.
Перешли на более бюджетные товары в большей степени женщины, опрошенные старше 55 лет и имеющие ежемесячный доход до 20 000 рублей. Также стоит сказать, что респонденты с доходом более 70 000 рублей чаще всего говорили о том, что стали запасать товары (23% против 15% с ежемесячным доходом до 20 000 рублей).
Среди россиян, отказавшихся от некоторых товаров повседневного спроса, большинство (59%) перестали брать готовую еду. Гораздо меньше опрошенных (39%) отказались от покупки косметики и парфюмерии, 35% — алкогольных напитков, 33% — пластиковых и бумажных товаров, например, салфеток или пластмассовых стаканчиков. Четверть (25%) перестали покупать табачную продукцию, 21% — товары по уходу за домом, 17% — зоотовары, и 15% — медикаменты.
Сотрудники исследовательской организации спросили у россиян, сокративших покупку повседневных товаров или отказавшихся от некоторых из них, что именно стало причиной изменения их потребительских привычек. Чаще всего отмечали повышение цен (85%) и ухудшение материального положения (60%). Около трети (28%) стали более осознанно подходить к покупкам и избегать чрезмерного потребления, 20% отметили, что на их практики покупок повлиял дефицит товаров, 14% — изменение образа жизни. Кроме того, 11% ранее запаслись некоторыми товарами, поэтому сейчас не нуждаются в них.
По мнению 71% респондентов, заметивших рост цен или дефицит товаров, такие изменения произошли из-за политической обстановки в стране и мире. Несколько меньше опрошенных (60%) связывают изменения на рынке с нестабильной экономической ситуацией, 56% — с санкциями и эмбарго, 48% — инфляцией. Около половины (46%) видят причину в отсутствии государственного контроля за ценами, 45% — уходе зарубежных компаний с российского рынка, и тоже 45% — деятельности спекулянтов и перекупщиков.
53% россиян в ближайшие полгода ожидают роста цен на все товары, 27% — только на некоторые категории. Еще 9% считают, что цены останутся на прежнем уровне, 10% — подешевеют некоторые товары, и лишь 1% — что всё будет стоить дешевле.
Также, по мнению 50%, в ближайшие полгода будет наблюдаться дефицит товаров. Предполагают, что их объем не изменится, 44% опрошенных. И лишь 6% ожидают избытка товаров на рынке.
Напомним, о готовности подростков подрабатывать летом сообщили 15% родителей.