Подобно многим его сверстникам свои первые шаги в небо будущий маршал авиации сделал в аэроклубе. В 1940-м Иван Кожедуб окончил военную авиационную школу лётчиков, после чего продолжил в ней службу в качестве инструктора. После начала войны вместе с авиашколой был эвакуирован в казахстанский город Чимкент. На фронт он попал лишь в марте 1943 года.
Самый первый воздушный бой закончился для старшего сержанта Кожедуба неудачей и едва не стал последним: вражеская очередь сильно повредила Ла-5, но бронеспинка спасла лётчика от смерти. При возвращении на аэродром самолёт был обстрелян советскими зенитчиками и получил ещё два попадания, но машину чудом удалось посадить. Молодого пилота хотели отстранить от полётов, но командир полка заступился за него. Лишь 6 июля 1943 года на Курской дуге во время сорокового боевого вылета младший лейтенант Кожедуб открыл свой боевой счёт, сбив пикирующий бомбардировщик Ю-87 (наши воины прозвали эту тихоходную машину с неубирающимися шасси словом «лаптёжник»).
За два года И.Н. Кожедуб успел совершить 366 боевых вылетов и провести 120 воздушных боёв. На долю Ивана Никитовича приходится 64 личные воздушные победы - это рекорд для наших лётчиков. При этом, самого Кожедуба не сбивали на разу! Очень долгое время было не принято писать о том, что в 1945 году Ивану Никитович уничтожил два американских истребителя Р-51 «Мустанг». Но об этом бое мы расскажем чуть ниже, а пока необходимо пояснить, почему это стало возможным.
Американцы всегда считали Европу своей вотчиной и не собирались согласовывать свои действия с советским командованием. Так, с апреля по сентябрь 1944-го ВВС США многократно бомбили Белград и другие города Сербии – в каждом таком налёте принимало участие до 600 бомбардировщиков. Наконец 7 ноября 1944 года американцы якобы по ошибке атаковали нашу автоколонну у сербского города Ниш, убив 34 красноармейца и уничтожив 20 машин с грузом. По тревоге в воздух поднялось звено истребителей Як-3. В завязавшемся воздушном бою было сбито два наших и от двух до семи американских самолётов.
22 апреля 1945-го в небе над Германией 24-летний майор Кожедуб был атакован двумя американскими истребителями. В результате ответной атаки Ла-7 под управлением лучшего советского аса один из «Мустангов» взорвался в воздухе, а пилот второго успел выпрыгнуть с парашютом.
Во время полагающегося в таких случаях разбора полётов командир полка Павел Чупиков сказал, что с американцами очень скоро придётся столкнуться в бою. Мол, уже в первый день следующей войны эти сбитые Кожедубом самолёты зачтут ему задним числом.
Как известно, уже в 1950-м, советские и американские летчики открыто схлестнулись в небе Кореи. Генерал-майор Кожедуб под псевдонимом «Крылов» командовал там одной из авиадивизий. Однако новые звезды на его самолёте так и не появились из-за запрета на участие аса в воздушных боях. По свидетельствам однополчан, несмотря на этот запрет, на счёт комдива следует записать ещё 17 сбитых американских самолётов.
Трижды Герой Советского Союза маршал авиации И.Н. Кожедуб лишь несколько дней не дожил до начала позорного развала страны, которую героически защищал. Иван Никитович скончался 8 августа 1991 года и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.