• 19 апреля 2022 00:21
  • 795
  • Время прочтения: 3 мин

52 года назад с конвейера сошла первая «копейка»

52 года назад с конвейера сошла первая «копейка» Фото: tvoe-avto.com
19 апреля 1970 года, в канун 100-летия со дня рождения Ленина, с конвейера в городе Тольятти сошел самый первый автомобиль модели ВАЗ-2101. В народе его сразу окрестили «копейкой».

И внешне, и внутренне, эти ВАЗ-2101 не очень сильно отличались от автомобиля ФИАТ-124 образца 1966 года. Собранные в этот день машины, имели кузова красного и синего цветов (к слову, в разные годы эмблема фирмы «ФИАТ» была то красного, то синего цвета). В первое время «Жигули» в значительной степени комплектовались благодаря поставкам итальянских и югославских деталей – в качестве платы за эту продукцию Югославия первой из зарубежных стран стала получать новые советские легковушки.

Упомянутый автомобиль стал родоначальником целого семейства автомобилей т.к. СССР приобрел у «ФИАТа» сразу три модели: «Норма», «Фамильяпо» и «Спечиале», которые со временем стали соответственно первой, второй и третьей моделями «Жигулей». Но, по большому счёту, все они (и даже «шестерка») являются не более чем тюнинговыми версиями все того же старого доброго ВАЗ-2101.

За 14 лет производства конвейера в Тольятти сошло 2 102 657 машин первой модели. А в 2000 году по результатам референдума, проведенного журналом «За рулем», именно это изделие было названо лучшим российским автомобилем прошлого столетия.

В 1970 году одним из первых импортеров автомобилей ВАЗ-2101 стала Швеция. Когда несколько сот машин уже было отправлено за границу, из «Автоэкспорта» в Тольятти пришло указание: «Отгрузку приостановить. Разработать новое экспортное название автомобиля». Все дело в том, что это шведское слово (с ударением на первом слоге) – есть, ни что иное, как неприличная форма приставания мужчины к женщине…

Ровно за одну ночь работниками ВАЗа было придумано новое имя «Лада», под которым наши «Жигули» до сих пор известны по всему миру. Читатель вправе спросить, отчего шведы покупают наши легковушки при том, что их концерн «Вольво» ежегодно производит до полумиллиона автомобилей. Лучшим ответом на этот вопрос может служить лозунг, под которым наши «Лады» продаются в шведских автомагазинах: «Лада - это новый автомобиль по цене подержанного!».

Поскольку советские люди окрестили ВАЗ-2101 ласковым словом «копейка», «копеечка», создатели памятника этому легендарному автомобилю не смогли обойтись без одноименных монет. На рубеже двух веков в Москве был открыт монумент, на котором установлен «жигуленок» первой модели, а на площадке вокруг которого рассыпано несколько мешков копеек советского образца.

Да, и по случаю Дня рождения «копейки» Деловой квадрат составил ТОП-5 наиболее известных советских лекговушек, которые стали разной степенью копирования иностранных моделей. Это «Жигули» ВАЗ-2101, «Запорожец» ЗАЗ-965, «Москвич-400», КИМ-10 и ГАЗ-А.

1/1
Фото: m.fotostrana.ru