• 18 апреля 2022 00:18
  • 780
  • Время прочтения: 1 мин

Ровно сто лет назад в Москве начал действовать первый городской автобусный маршрут

Ровно сто лет назад в Москве начал действовать первый городской автобусный маршрут Фото: РИА Новости
Ровно сто лет назад, 18 апреля 1922 года, в Москве заработал первый городской автобусный маршрут, на котором работал английский «Лейланд». Даже беглого взгляда на эту машину достаточно для того, чтобы опознать в ней одноэтажный «обрубок» легендарного лондонского даблдэкера.

Этот маршрут, не имевший ни номера, ни расписания движения, был организован между гостиницей «Националь» и Новодевичьим монастырем. В роли первого московского автобуса выступил английский «Лейланд» 1910 года выпуска, оснащенный мотором мощностью 60 лошадиных сил. Его салон имел 28 сидячих пассажирских мест, еще в два раза больше народу набивалось в проходе между сиденьями и на посадочных площадках. Ну, а расположение руля справа давало возможность водителю лучше осуществлять контроль за находящимися справа же дверями для пассажиров.


Итоги опытной эксплуатации московского автобуса изучали со всей щепетильностью. Анализ результатов показал преимущество автобуса перед трамваем. По данным расчетов, постройка трамвайной линии стоит в 25 раз больше, чем организация аналогичного поп протяженности маршрута автобуса. А себестоимость перевозки автобусом одного пассажира на километр пути оказалась не намного выше, чем у трамвая (3,5 против 2,5 копейки). В итоге уже в следующем году «Мосгортранс» начал приобретать за рубежом за валюту новые автобусы самых различных марок.


Так, в январе 1925 года закупили 16 английских «Лейландов», благодаря чему открыли 2 дополнительные линии между двумя парами московских вокзалов. К концу этого года «Мосгортранс» получил еще 30 автобусов «МАН» (Германия), 12 «Рено» (Франция) и 2 – «Форд» (США), что дало возможность организовать новые маршруты.


Всего за несколько лет автобус неузнаваемо изменил облик столицы. К началу 1930-х годов с большинства центральных улиц столицы исчезли трамвайные пути. Автобусный парк неуклонно увеличивался, и в 1930 году в городе насчитывалось уже 177 машин самых различных марок. Тем не менее по причине хронической переполненности общественного транспорта большинство москвичей продолжали ходить пешком (до 65% всех передвижений). Для увеличения объемов перевозок в 30-е годы в Москве эксплуатировались автобусы с двухэтажными салонами и даже с пассажирскими прицепами на 23 места, но широкого распространения они так и не получили.


Кардинально разрешить транспортную проблему столицы смогло столько строительство Московского метрополитена, который был запущен в работу в 1935 году. Это, хоть и не менее увлекательная, но совсем другая история, которая требует отдельного рассказа...