Давным-давно, а именно 7 ноября 1926 года, в Ленинграде на площади у Финляндского вокзала был открыт оригинальный памятник вождю, известный как «Ленин на броневике». Долгое время считалось, что именно здесь 16 апреля 1917 года он выступил со своей исторической речью. Но это всего лишь миф. На самом деле Ленин выступал вовсе не на площади, а в одном из узких переулков неподалеку от вокзала.
Следует отметить, что этот броневик создали из английского автомобиля «Остин» 1915 года выпуска и нес службу в Петрограде. А в местном бронедивизионе в 1917-м полностью хозяйничали большевики. Возвратившегося из эмиграции лидера встретили солдаты, матросы и даже ...военная техника! Поскольку в условиях войны с Германией получить боевые машины оказалось сложно, то большевики (якобы для проведения испытаний) нашли учебную в запасной бронероте. В отличие от боевых, у нее не было названия, а только номер «2» на борту. Впоследствии этот броневик участвовал в штурме Зимнего дворца. Затем он охранял Ленина и его товарищей в Смольном. А в 1919 году, когда на Петроград было наступление войск Юденича, он получил название «Враг капитала» и был использован в боях.
Сегодня, этот «броневичок», украшает один из залов Артиллерийского музея в Санкт-Петербурге. Любопытно, что после развала СССР реликвия вполне могла оказаться в Хельсинки или Вашингтоне. Дело в том, что, подарив Финляндии независимость в декабре 1917 года, Ленин стал для финнов очень уважаемым человеком, поэтому за этот экспонат власти Суоми были готовы выложить миллион долларов. Чуть позже один из музеев Вашингтона (США) предлагал за него в три раза больше и даже увеличил сумму до пяти миллионов, но тоже получил отказ.
А теперь настало время рассказать самое главное – ОТКУДА и, главное, КАК Ленин вернулся в Россию 16 апреля 1917 года из почти 10-летней эмиграции. В условиях Первой мировой войны из Швейцарии в Россию можно было легально проехать через Францию, Англию, Норвегию и Финляндию. Однако, ещё в ходе войны страны Антанты составили черные списки людей, которым было запрещено появляться на их территории. Среди таковых, конечно же, оказался и Ленин. Таким образом, его возврат домой под своим именем был невозможен, а потому вождь стал задумывать фантастические планы. Один из них был такой: раздобыть документы у двух глухонемых шведов с похожей на него и Зиновьева внешностью и ехать под их именами...
В марте 1917 года Временное правительство амнистировало всех осуждённых по политическим делам, и Ленин формально получил возможность вернуться на Родину (и даже быть на свободе), но все еще не понимал, каким образом это сделать. Тогда же, в марте, некий соратник по имени Юлий Мартов предложил необычный вариант – запросить проезд через Германию, с которой Россия в то время находилась в состоянии войны. Немцы, которые были заинтересованы в возвращении большевиков на Родину (как известно, они выступали за немедленный выход России из Первой мировой войны), разрешили им проезд через всю страну. Договорились так, что вагон был опломбирован, дабы исключить контакты пассажиров с внешним миром. По воспоминаниям очевидцев, атмосфера в ТОМ вагоне была практически братская: «пели песни хором, рассказывали анекдоты и спали по очереди, потому что не всем хватало мест». Напомним, спальные вагоны начала ХХ века были рассчитаны вовсе не 36, а на вдвое меньшее количество пассажиров!
Но вот поезд пересек всю Германию от Боденского озера до Балтийского моря, а затем все эти люди уже в самых обычных вагонах проехали через Швецию и Финляндию. Сначала они пересекли с юга на север почти всю Швецию. Из-за различий в расстоянии между рельсами на последней шведской станции все пассажиры пересели в другой поезд. Ну, а за мостом через пограничную реку Торнионйоки в финском городке Торнио путешественники оказались на территории России...
Итак, 16 апреля 1917 года Ильич вместе с супругой Надеждой Крупской, любовницей Инессой Арманд и еще 28 товарищами по партии благополучно прибыл на Финляндский вокзал тогдашней российской столицы. В списке приехавших вместе с Ильичем самых близких соратников значатся в основном еврейские имена и фамилии, но есть несколько русских и даже пара грузинских. Многие из этих людей стали известными участниками Октябрьского переворота и принимали участие в создании РСФСР. Но, как говорится, это уже совсем другая история...
P.S. Мы не поленились и прогнали список пассажиров ТОГО самого вагона через энциклопеции и иные базы данных. Полученные данные вас, мягко говоря, удивят. Впрочем, в ближайшее время мы планируем посвятить этой теме еще одну публикацию, которая выйдет накануне или в день рождения В.И. Ульянова (Ленина).
ОСТАВАЙТЕСЬ С НАМИ!