• 15 апреля 2022 07:00
  • 565
  • Время прочтения: 2 мин

Бездействие команды привело к затоплению огромного корабля

Бездействие команды привело к затоплению огромного корабля Фото: АиФ
110 лет назад, 15 апреля 1912 года в 2:20 утра, затонул «непотопляемый лайнер «Титаник». К сожалению, его слабо подготовленный экипаж почти ничего не сделал для противостояния океану и даже не сумел отсрочить гибель судна до прихода помощи…

В ту страшную ночь на борту «Титаника», который создатели самонадеянно назвали «непотопляемым», находилось 2207 человек - 1316 пассажиров и 891 член экипажа. Все шлюпки этого лайнера были рассчитаны лишь на 1178 мест. Но даже такое число людей не было спасено. Согласно официальным данным, на месте катастрофы было подобрано лишь 705 человек, остальные 1502 человека погибли.

Катастрофа этого лайнера стала следствием целой цепи абсурдных промахов его экипажа и лично капитана Эдварда Смита: Накануне вечером радист «Титаника» проигнорировал сообщения от пяти кораблей о появлении айсбергов в этом районе океана. Дежурившие на наблюдательном пункте матросы заметили ледовую гору слишком поздно т.к. у них не было биноклей. По одной версии их раздали пассажирам из кают I класса, чтобы те могли наслаждать красотами заходящего солнца. По другой, ключ от сейфа с биноклями вообще забыли на суше!

Наконец, после столкновения с айсбергом на борту не оказалось сигнальных ракет красного цвета. Со стоявшего неподалеку судна «Калифорниен» видели многочисленные запуски белых ракет, однако, это вовсе не являлось сигналом тревоги (радист этого корабля в это время спал и не мог принять сигнал «SOS»). А весьма многочленный экипаж «Титаника» словно впал в полный ступор не предпринял абсолютно никаких попыток спасти тонущий лайнер.

К сожалению, кинематограф представил дело так, будто «Титаник» был обречен на гибель спустя два-три часа после получения ТАКИХ повреждений. В итоге, эта история вошла во все учебники по мореплаванию как случай гибели судна, которое не должно было затонуть ТАК БЫСТРО, если бы экипаж хоть как-нибудь помог ему в противостоянии океану. Между тем, в специальной литературе (в частности, журнал «Судостроение» 1992, № 7) приводится четыре способа противодействия перекосу судна (дифференту) на нос. Все они по отдельности или в комбинации друг с другом могли если не спасти, то значительно замедлить гибель лайнера до прихода спасательных судов!

Самый радикальный из предложенных способов такой: Команде «Титаника» следовало немедленно затопить несколько кормовых отсеков, для чего имелись технические возможности (в частности, мощная система пожаротушения). Если бы корабль принял более горизонтальное положение, это могло существенно снизить интенсивность перетоков воды из отсека в отсек над водонепроницаемыми переборками в носовой части лайнера. К слову, к моменту этой катастрофы русские моряки уже применяли такой способ борьбы за живучесть судна - еще в 1905 году они сумели сохранить на плаву крейсер «Орёл», который получил сходные повреждения с «Титаником».

Как бы то ни было, «Титаник» на все времена стал зримым символом того, что может произойти с, в общем-то, неплохой техникой, если создатели думают вовсе не о безопасности ее использования, а полностью находятся во власти собственных иллюзий...

По случаю этой скорбной даты рассказ Делового квадрата о самых трагических крушениях советских и российских пароходов ЗДЕСЬ.