• 14 апреля 2022 16:00
  • 1 124
  • Время прочтения: 15 мин

Как провожают пароходы? Совсем не так, как поезда

Как провожают пароходы? Совсем не так, как поезда Фото: https://odnaminyta.com/wp-content/uploads/2020/09/image002-47.jpg
Ровно 110 лет назад 14 апреля 1912 года в 23:40 по Гринвичу столкнулся с айсбергом и менее чем через 3 часа затонул «непотопляемый лайнер «Титаник». По этому поводу сегодня наш рассказ о самых трагических крушениях советских и российских пароходов. Сразу оговоримся, что речь пойдет только о тех беспрецедентных случаях, которые произошли в мирное время.

1. «Индигирка»/«Лейк Галва» (745 человек)

1/1
Фото: https://fleetphoto.ru/photo/02/42/63/242638.jpg

В 1939 году зарубежная пресса назвала гибель «Индигирки» советским «Титаником», однако в СССР о гибели нашего парохода не сообщалось вовсе! Дело в том, что помимо 240 обычных граждан на нём плыли 835 освободившихся заключённых, а также 50 арестантов. Кроме того, трагедия произошла вскоре после событий у реки Халхин-Гол и власти СССР решили не сообщать о милосердии, проявленном японцами.

Пароход «Индигирка» был построен в 1919 году в США и изначально получил название «Лейк Галва». В 1938 году его купили, переименовали в «Индигирку» и использовали для вполне понятных перевозок между Владивостоком и Магаданом. 12 декабря 1939 года в сильнейший шторм пароход налетел на скалы у берегов японского острова Хоккайдо. Получив несколько пробоин, затонул. По сигналу «СОС» на помощь пришло судно «Карафуто-Мару», которое подобрало 428 человек и доставило их в японский порт Отару.

Спустя две недели за ними из СССР пришёл пароход «Ильич». Всех спасённых загнали в трюм под охраной 50 вооружённых солдат. Все, кто невольно побывал в Японии, на всю жизнь получили клеймо «неблагонадёжных» и не могли устроиться на приличную работу…

«Индигирка» покоится на морском дне. Рядом с местом гибели парохода у посёлка Саруфуцу в округе Сойя на средства местных жителей установлен памятник «безымянным жертвам», у которого раз в год проходит памятное богослужение. К слову, Сойя – это не только самая северная территория Японии, но и второе название героического крейсера «Варяг», который японцы подняли со дна, восстановили и в 1916 году продали России. Подробнее об этом в нашем материале ЗДЕСЬ.

2. «Новороссийск»/«Джулио Чезаре» (614 человек)

1/1
Фото: https://war-book.ru/wp-content/uploads/2021/02/00060833.jpg

В ночь на 29 октября 1955 года флагман Черноморского флота линкор «Новороссийск» находился в Севастополе. В 01:31 его корпус потряс страшный взрыв, который пробил в подводной части дыру в 150 квадратных метров. Через 30 секунд раздался второй взрыв.

Тонущий линкор пытались отбуксировать на мелководье, но прибывшее высокое начальство запретило продолжать буксировку и эвакуацию незанятых в спасательных работах моряков. Когда команда на эвакуацию наконец поступила, было уже слишком поздно. В 04:14 линкор перевернулся и уткнулся мачтами в грунт. В результате этой катастрофы погибло 614 человек. Многие были заперты в отсеках - из них удалось спасти лишь 9 человек через прорезанное в днище отверстие. Спасатели перестали слышать стук запертых в корпусе линкора моряков только 1 ноября.

Официально причиной гибели корабля считается взрыв двух немецких донных мин. Действительно, после катастрофы были обнаружены 17 подобных мин. Однако, источники электропитания в них оказывались разряженными, а взрыватели - неработоспособными.

Многие исследователи сходятся во мнении, что «Новороссийск» подорвали итальянские боевые пловцы под командованием диверсанта Валерио Боргезе, который публично поклялся отомстить СССР за бесчестие. Дело в том, что ранее линкор назывался «Джулио Чезаре (Юлий Цезарь)» и был реквизирован у Италии за участие в войне на стороне Германии. Во время приема линкора в 1949 году один из советских офицеров заметил во внутренней обшивке днища свежие сварные швы. Информация об этом до командования не дошла, но вероятнее всего итальянцы заранее заложили туда взрывчатку…

3. «Адмирал Нахимов»/«Берлин» (423 человека)

1/1
Фото: https://gorod-novoross.ru/foto/thumbs/18.jpg

Советские СМИ стыдливо умолчали тот факт, что это был не первый случай, когда «Адмирал Нахимов» оказывалось на морском дне. Описываемый пароход был построен в 1925 году в Германии и назвался «Берлин». В январе 1945-го он вышел из Латвии для эвакуации войск из окружённой немецкой группировки. При переходе через Балтику судно подорвалось на мине и, получив огромную пробоину, затонуло. В 1947 году пароход был понят и восстановлен на одной из верфей ГДР. После второго рождения он получил название «Адмирал Нахимов» и все последующие годы совершал пассажирские рейсы из Ялты в Новороссийск и обратно.

31 августа 1986 года в 22:00 «Адмирал Нахимов» вышел в плавание, имея на борту 1234 человека. У штурвала в этот момент не было капитана – он ушёл в каюту одного из высокопоставленных пассажиров. Оставшийся на капитанском мостике второй помощник совершил ряд ошибок. Капитан идущего навстречу сухогруза «Пётр Васев» с грузом канадской пшеницы тоже действовал неправильно. В 23:12 сухогруз врезался в бок «Адмирала Нахимова» и буквально разрезал его надвое.

Размер пробоины в правом борту составил 80 квадратных метров, поэтому лайнер стремительно затонул в течение семи минут. По официальным данным в ту ночь погибло 423 человека. Однако найти и поднять на поверхность удалось не всех погибших. После того как 10 и 19 сентября погибли двое водолазов, операция по подъему тел была прекращена. В итоге останки 64 человек остались в корпусе судна, которое до сих пор покоится на дне Цемесской бухты.

4. «Александр Суворов» (176 человек)

1/1
Фото: https://ic.pics.livejournal.com/schluzovoi/73910258/29208/29208_original.jpg

Из данной пятерки судов «Александр Суворов» - единственное, которое не меняло своего названия. Этот озерно-речной пассажирский теплоход был построен в 1981 году в нынешней Словакии. Он являлся флагманом Волго-Донского речного пароходства и был предназначен для перевозки и обслуживания пассажиров и туристов.

Вечером 5 июня 1983 года «Александр Суворов», следовавший из Ростова-на-Дону в Москву, подошел к Ульяновску. В 22:45 из-за ошибки помощника капитана теплоход на полном ходу зашел под несудоходный восьмой пролет моста через Волгу. В результате у судна была полностью снесена верхняя палуба, в том числе отсек, в котором располагался кинозал. Большинство пассажиров погибли непосредственно во время крушения, когда в кинозале шел показ детектива «Возвращение Святого Луки» - этот сеанс собрал полный зал. В живых остались только те, кто отдыхал в каютах внизу. В ту ночь погибли 176 человек - отдыхающие и команда теплохода. Большую часть пассажиров составили шахтеры из Ростовской области и их семьи.

Из-за столкновения один из пролетов железнодорожного моста весом более 1,5 тысячи тонн сдвинулся на 40 сантиметров, а также сместилось и железнодорожное полотно. В это время по мосту со скоростью 70 километров в час шел грузовой поезд весом 3 300 тонн. Из 53 вагонов состава целых 11 (в них находились зерно, уголь и бревна) сошли с рельсов, и часть груза обрушилась на теплоход.

Ликвидаторы аварии работали пять суток подряд, разбирая сложившиеся грузовые вагоны. В составе также находилась и цистерна с бензином, которую необходимо было достать из-под завалов, чтобы предотвратить возгорание и разлив нефтепродуктов в воду. Ну, а изуродованный теплоход отбуксировали к левому берегу Волги. После полной реконструкции он продолжает служить в качестве круизного судна. На нём имеются два ресторана, конференц-зал и даже специальная палуба для приёма солнечных ванн…

5. «Булгария»/«Украина» (122 человека)

1/1
Фото: https://static.life.ru/posts/2018/07/1133269/0d9b668299000cfe0c9f3f7c2fe5d1c6.jpg

Двухпалубный теплоход «Булгария» был построен в 1955 году также в нынешней Словакии. Изначально он носил имя «Украина», но в 2010 году его переименовали в честь Волжской Булгарии. Арендатор судна - казанское ООО «АргоРечТур» не входил в Единый реестр туроператоров, что означает отсутствие прав организовывать перевозки. Сам теплоход не был застрахован, но ходил по Волге и Каме, выполняя прогулочные рейсы.

10 июля 2011 года в 12:25 судно попало под сильный ливень с грозой и ветром. В этот момент «Булгария» совершала левый поворот, при котором все теплоходы наклоняются на правый борт. Открытые из-за жары иллюминаторы правого борта вошли в воду, и всего за одну минуту в отсеки судна поступило около 50 тонн забортной воды! Дующий слева ветер усиливал опасный наклон «Булгарии» и чтобы его уменьшить, капитан решил развернуть корабль против ветра. В ходе разворота крен увеличился ещё больше, и вода стала поступать со скоростью 125 тонн в минуту. Все иллюминаторы и часть главной палубы правого борта погрузились в воду. Через несколько секунд теплоход опрокинулся, и начал очень быстро тонуть.

В это трудно поверить, но два судна - «Арбат» и «Дунайский 66» - спокойно прошли мимо тонущей «Булгарии»! Первым пришёл на помощь круизный теплоход «Арабелла», экипаж которого и проводил спасательную операцию. Из находившегося на борту «Булгарии» 201 человека спаслось 79, остальные 122 погибли. Были найдены тела 114 погибших (28 детей, 66 женщин и 20 мужчин). В связи с крушением теплохода было возбуждено несколько уголовных дел и целый ряд должностных лиц привлечено к уголовной ответственности.

На месте крушения «Булгарии» в акватории Волги установлен буй. Проплывающие мимо суда должны делать длинный гудок, тем самым отдавая дань памяти погибшим на теплоходе…