Рабочая группа при Уполномоченном выявила целый ряд барьеров для предоставления такого инструмента поддержки, пишет Титов. Как правило, налоговики соглашаются на отсрочку/рассрочку в редких обстоятельствах, причем документальное подтверждение этих обстоятельств связано с большими сложностями для заявителей.
Нужно временно, на период кризиса, упростить процедуру, сделать ее более универсальной, считает Уполномоченный. Для этого предлагается сделать предоставление отсрочки автоматическим, но поставить ее параметры в зависимость от суммы налогов, уплаченных ранее за определенный период.
Титов ссылается на практику ускоренного возмещения НДС для широкого круга налогоплательщиков. Как известно, недавно принятый Федеральный закон от 26.03.2022 № 67-ФЗ предусматривает временный (на 2022 и 2023 годы) порядок заявительного (то есть не дожидаясь завершения камеральной проверки) возмещения НДС без банковской гарантии. Главное условие — возмещение производится в пределах совокупной суммы налогов и страховых взносов, уплаченных налогоплательщиком в прошлом году. Помимо этого, налогоплательщик не должен находиться в состоянии ликвидации, реорганизации или банкротства.
Механизм предлагается следующий. Первоначальная отсрочка по налогу предоставляется на полгода, в течение этого срока проценты не начисляются и не уплачиваются. Затем следует рассрочка платежа на полгода с оплатой процентов в размере 1/2 ставки ЦБ. После погашения задолженности налогоплательщик имеет право претендовать на отсрочку в упрощенном порядке второй раз – также на полгода, но сразу с процентами в 1/2 ставки ЦБ. Затем снова следует рассрочка на полгода, но уже под 3/4 ставки ЦБ. В третий раз — отсрочка на полгода с процентами 3/4 ставки ЦБ и рассрочка на полгода с процентами по ставке ЦБ.
Лимит для льготного порядка, как и говорилось, планируется поставить в зависимость от ранее уплаченных налогов. Например, в 10% от сумм, уплаченных за предыдущие 5 лет (то есть усредненно – половина платежей за год). Для региональных и местных налогов предлагается установить абсолютный потолок отсрочки/рассрочки (50 млн. и 5 млн. руб. соответственно). «Это нужно для сохранения устойчивости этих бюджетов, - объясняет Титов. – Для большей гибкости можно оставить регионам и муниципалитетам некий диапазон, из которого они будут выбирать. А вот по федеральным налогам лимит вряд ли нужен».
Соответственно, необходимость предоставления залогов, банковских гарантий и поручительств в общем случае предложено отменить. По замыслу, они потребуются лишь тогда, когда на отсрочку станет претендовать налогоплательщик, находящийся в процедуре реорганизации, ликвидации или банкротства. Или если у налогового органа появятся основания предполагать, что налогоплательщик воспользуется отсрочкой для сокрытия денежных средств (обстоятельства, подтверждающие наличие таких оснований, должны указываться в решении об отказе).