1/1
Фото: https://images.vfl.ru/ii/1580300649/3f918951/29364559.jpg
1986 год – 7 американцев
28 января 1986 года на глазах у тысяч зрителей во время старта взорвался челнок «Челленджер». Причиной трагедии стала неисправность кольцевого уплотнителя твердотопливного ускорителя, вызвавшего утечку раскалённых газов, которые разрушили крепление. А также и то, что запуск осуществлялся при температуре минус 2 градуса по Цельсию, в то время как рекомендованной специалистами температурой воздуха для взлётов является 11 и более градусов тепла.
Экипаж «Челленджера» состоял из семи человек: командир Фрэнсис Скоби, второй пилот Майкл Смит, научные специалисты Эллисон Онидзука, Джудит Резник и Роналд МакНейр, специалист по полезной нагрузке Грегори Джарвис, а также учительница из Бостона Криста Маколифф, победившая в конкурсе «Учитель в космосе».
В ходе поисково-спасательной операции со дна Атлантики были подняты многие фрагменты челнока, в том числе и кабина экипажа. Выяснилось, что 3 его члена пережили разрушение «шаттла» и были в сознании - ими были включены персональные приборы подачи воздуха. «Шаттлы» тогда не имели системы аварийного покидания, которой они были оборудованы лишь после этой катастрофы, и шансов на спасение у этого экипажа не было никаких…
2003 год – 7 человек: 6 американцев и 1 гражданин Израиля
1 февраля 2003 года еще один челнок - «Колумбия», который совершал свой 28-й полёт, потерпел крушение перед самой посадкой. Катастрофа произошла из-за разрушения углепластикового слоя обшивки на левом крыле. В момент старта обшивка была повреждена падением на неё фрагмента кислородного бака. В ходе посадки на Землю горячие газы от трения с атмосферой проникли внутрь конструкции, левая стойка шасси перегрелась и взорвалась, что привело к разрушению всего левого крыла и гибели корабля.
Вместе «Колумбией» погибли командир Ричард Хасбанд, второй пилот Уильям МакКул, бортинженер Калпана Чавла, специалист по полезной нагрузке Майкл Андерсон, специалист по зоологии Лорел Кларк, врач Дэвид Браун и первый израильский астронавт Илан Рамон.
Аналогом американских челноков был советский корабль «Буран», который, совершил свой первый полёт 15 ноября 1988 года. К великому сожалению, тот полёт корабля «Буран» оказался единственным, а потому сравнение качества советской и американской теплозащиты челноков так не было проверено временем…
1967 – 4 человека: 3 американца и 1 гражданин СССР
Как известно, 12 апреля 1961 года началась эра пилотируемых космических полетов. Напомню, что первый орбитальный полет американцы смогли совершить лишь спустя 9 месяцев. Для спасения пошатнувшегося престижа Америки, Джон Кеннеди дал зеленый свет программе строительства кораблей, способных долетать до Луны и возвращаться обратно.
Именно такой трехместный корабль «Аполлон» положил начало скорбному списку жертв среди покорителей космоса (погибший при сходных обстоятельствах в 1961 году Валентин Бондаренко не успел совершить ни одного полёта). 27 января 1967 года американские астронавты Виджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи заживо сгорели во время наземной тренировки в кабине корабля. Причиной пожара тоже стал кислород и цепь нелепых случайностей: некоторые провода были плохо изолированы, и кто-то из механиков оставил внутри гаечный ключ. Один из астронавтов переложил этот ключ, задев ею проводку. Из-за короткого замыкания вспыхнул кислород, и загорелась внутренняя обшивка, в которой использовалось много легковоспламеняющихся материалов.
24 апреля того же года советский космонавт Владимир Комаров погиб при завершении программы полёта корабля «Союз-1», когда во время спуска на Землю не вышел основной парашют. Стропы запасного парашюта скрутились из-за вращения спускаемого аппарата. На большой скорости корабль врезался в землю в пустынной местности в Оренбургской области и загорелся. Дублёром Владимира Комарова был никто иной, как Юрий Гагарин. После этой катастрофы первому космонавту планеты окончательно запретили дальнейшие полёты на орбиту.
Полёт «Союза-1» был осуществлён в ненужной спешке - накануне праздника Первомая. Запуск произошёл, несмотря на то, что техники указывали на множество недочётов. В интервью газете «Правда» от 17 мая 1967 года Юрий Гагарин подверг критике решение дать добро на неподготовленный полёт Владимира Комарова. А меньше чем через год – 27 марта 1968-го он сам погибнет в тренировочном полёте на истребителе МиГ-15.
1971 год – 3 гражданина СССР
30 июня 1971 года спускаемый аппарат корабля «Союз-11» с Георгием Добровольским, Владиславом Волковым и Виктором Пацаевым на борту приземлился в Казахстане. Прибывшая на место посадки поисковая группа обнаружила всех троих космонавтов мертвыми. Расследование показало, что во время посадки на высоте 150 километров самопроизвольно открылся вентиляционный клапан, и весь воздух из спускаемого аппарата ушел за борт.
Гибели космонавтов можно было избежать, если бы у них имелись скафандры. Но со времен «Восхода-1» по указанию свыше в советские корабли, рассчитанные максимум на двух космонавтов, старались посадить троих (чтобы быть не хуже американцев, чьи корабли уже реально были трехместными). Из-за тесноты скафандры в советских кораблях просто не помещались…
На фото: Павший Астронавт – алюминиевая скульптура человека в скафандре, созданная в память о погибших космонавтах и астронавтах. Памятник установлен экипажем «Аполлона-15» в районе Моря Дождей на Луне 1 августа 1971 года.
Напомним, собаки и обезьяны - первые покорители космоса. Именно эти животные прложили человечеству путь на орбиту. Многие из них погибли.